В старину считалось, что кузнецы якшаются с нечистым и вообще все как один колдуны. Якобы эти мастера обладали особыми знаниями и навыками. Пусть эти способности и касались исключительно техники обработки металлов, но для обычных людей были непонятными, вот и обрастали слухами и домыслами. К тому же, кузнецы были на «ты» с огнем, ассоциировавшимся у окружающих с адским пламенем.
Пензяк Артемий Колупаев себя колдуном не считает, хотя то, что он проделывает с металлом в своей кузнице - которая так и называется «Кузница Артемия» - можно назвать самой настоящей магией. Даже кованые ограды, мангалы, скамеечки и кладбищенские кресты в его мастеровитых руках превращаются в эксклюзивные произведения искусства.
«Вообще по специальности я мастер по эксплуатации, ремонту и обслуживанию дорожного оборудования, — говорит Артемий. — Но по профессии работал только на практике, когда учился. А кузнецом стал случайно. Шел мимо кузницы, заглянул из любопытства и… понял, что пропал. Заболел кузнечным делом так, что вот уже полтора десятка лет стою у наковальни. Правда, был момент, когда я учился на ювелира, но лишь для того, чтобы повысить навык кузнечного мастерства».
По словам мастера, сейчас люди не находят в быту применения кованым изделиям. Почему-то считается, что их удел – украшать могилы усопших. Оградка, крест, лавочка, урна под цветы… А на самом деле металлическое кружево может украсить что угодно. В подтверждении этого хозяин кузницы с гордостью демонстрирует пару держателей под фонари, украшенные металлическими лепестками ирисов. Они ковались исключительно вручную и всего две недели. Артемий планирует установить их в своей лоджии на девятом этаже. Повесит по фонарю, а между ними натянет гамак.
Есть в кузнице и пневматический молот, но им Артемий пользуется только при первичной обработке металла, а всю «тонкую» работу проделывает вручную. Кузнец приходит в свою мастерскую, когда еще не рассвело, а уходит когда уже темно. Кузница давно уже заменила Артемию дом, а железки – девушек. На личную жизнь времени нет, все отнимает любимая работа.
Кстати, когда под рукой нет ни спичек, ни зажигалки, опытные кузнецы для розжига горна используют обычный гвоздь. Мастер показал, как это делается. Положил его на наковальню и принялся стучать по нему молотком. Не прошло и минуты, как наконечник гвоздя раскалился, после чего кузнец поджег им сухой дерн, от которого и был разожжен горн.
«Ковка – это не железка, которую засунули в горн, достали и стукнули пару раз молотком, это должно быть красиво и изящно, — уверяет мастер. — Я никогда не повторяюсь. Иногда вроде бы делаешь одно и то же, но стараешься внести какой-то нюанс. Даже самый простой заказ можно обыграть так, что получится произведение искусства. Работы самых известных кузнецов узнают по их фирменному стилю, так что и мне есть к чему стремиться».