Сорок дней Великого поста, который соблюдают православные перед Пасхой, лучшее время для поиска смыслов жизни, себя и того, что происходит вокруг.
Проводники зла
Современная жизнь настолько стремительна, что будущее успевает стать прошлым, пока мы наслаждаемся чашкой утреннего кофе. Нас поглощают повседневные дела, заботы, суета. А как же душа? Как не расплескать ее в круговороте проблем? Об этом мы поговорили (скорее, даже пофилософствовали) со священником пензенского Петропавловского храма Алексием Роем.
Алексий был рукоположен в сан шесть лет назад, предпочтя служению духовенству преподавательскую деятельность в одном из московских вузов. Ушел на взлете карьеры – с должности заместителя декана по научной работе. Правда, просветительскую деятельность не бросил: преподает православную культуру в двух пензенских школах, работает с трудными подростками, читает лекции и изучает древние языки с молодыми прихожанами своего храма. Словом, много чего знает и может ответить на любой вопрос, касающийся православной религии, чем мы и воспользовались.
- Отец Алексий, поскольку пост – это время для очищения души, давайте поговорим о грехах. В нашу жизнь плотно вошло телевидение, интернет, сотовые телефоны, гаджеты. Значит ли это, что с развитием технического прогресса появились новые, современные грехи?
- Вряд ли. Да, одно столетие сменяет другое, но ведь человек при этом не эволюционировал в новый вид, он так и остался человеком. Соответственно, и грехи отсались прежними. Просто сейчас мы сталкиваемся с их новыми комбинациями.
- Например?
- Соцсети. Сами по себе они зла не представляют, но могут служить его проводником. Так же как скальпель: в руках хирурга он спасает жизнь, а в руках убийцы забирает ее.
Люди, «зависающие» в соцсетях часами, предаются двум грехам - пустословию и тщеславию. Человек, по разным причинам не реализовавшийся в реальной жизни, пытается компенсировать недостаток внимания, выкладывая в Instagram фотографии себя красивого и описывая каждый свой шаг. Это неправильно, а иногда и пошло.
Раньше многое было не принято выставлять напоказ, но потом, не без помощи Зигмунда Фрейда и его единомышленников, все изменилось. Человечество поверило в то, что подавление инстинктов может привести к проблемам с психикой. На самом деле, это спорный вопрос. Не зря же существует поговорка: «Тело – это хороший слуга, но плохой господин».
- Я правильно поняла: если человек откажется от общения в соцсетях, он будет меньше грешить?
- Нет. В психологии есть такое понятие – эскапизм (уход от действительности). Если эту проблему не решать, то человек будет стараться улизнуть в иллюзорную действительность. Это может вылиться в увлечение азартными играми или того хуже – в зависимость от алкоголя и наркотиков.
Проблема не в интернете, а в душевной пустоте, которую легко могут заполнить пороки. Лично я не разделяю заявлений о том, что интернет – это зло и помойка. Если человек захочет, он найдет помойку где угодно. Компьютерные технологии играют огромную роль и в образовании, и в профессиональном росте. Просто их нужно грамотно использовать, не вредя своей душе. Многие пастыри, например, используют соцсети для проповедей. Я и сам так проповедовал, набирая по пять тысяч подписчиков. Разве это плохо?
И спортзал, и молитва
- Не могу не спросить у вас как у священника, какие грехи считаются самыми страшными?
Кто-то произносит имя Господа через каждые пять минут, а это тоже считается грехом, потому что Бога нужно почитать. Например, Исаак Ньютон снимал головной убор, если в его присутствии кто-нибудь заговаривал о Боге. А мы восклицаем «О, Господи!» и закатываем глаза, когда чем-нибудь недовольны...
Что касается грехов против ближнего, то они известны еще со времен Каина (сына Адамы и Евы, первого человека на земле). Не справившись с обидой и гневом, он убил своего брата Авеля. С тех пор гнев считается страшным грехом, предвестником убийства. Душа человека, испытавшего ярость, разрушается так же, как и душа убийцы. Поэтому в этом грехе обязательно нужно каяться.
- Но ведь мы все живем в стрессе, медики советуют не подавлять в себе эмоции, поскольку это провоцирует массу болезней...
- А кто говорит, что гнев нужно подавлять? Помните, как в фильме «Укрощение строптивого» герой Адриано Челентано боролся с вожделением? Гнев – не менее сильное чувство, которое можно выплеснуть в спортзале и даже дома, отжавшись несколько раз от пола или поколотив боксерскую грушу. Если нет груши, можно принять контрастный душ.
Однако, самый лучший способ борьбы с гневом – молитва. Тем, кто не знает длинных молитв, рекомендуется читать короткие. Можно несколько раз повторить «Господи, помилуй меня, грешного». Но вообще, если какой-то человек постоянно вызывает у вас раздражение, нужно попросить Господа исправить его в лучшую сторону. Помогает.
Не для галочки
- Поправьте меня, если я не права: пост – это не только диета, а определенное воздержание, отказ от всего, что отвлекает от общения с Богом. Грубо говоря, если человек каждый день лузгает семечки, то на время поста он должен от этой привычки отказаться.
Я, например, во время поста реже просматриваю новостные сайты и совсем не включаю телевизор. Зато больше интересуюсь информацией на религиозные темы. У моих детей просмотр интернета и фильмов тоже сведен к минимуму.
- Кстати, о детях. Пост для них обязателен? И постятся ли ваши детки?
- В еде мы с супругой детей не ограничиваем, поскольку детскому организму для нормального развития нужны и жиры, и витамины, и кальций. Сын с дочерью ходят в школу, а чтобы хорошо учиться они должны, в том числе, и хорошо питаться. Правда, 14-летняя дочка во время поста сама начала отказываться от мяса. Но мы с супругой ограничиваем детей только в сладостях и в просмотре развлекательных передач.
Вообще, все хорошо в меру, поэтому церковь придерживается принципа -пост не должен навредить здоровью. Если человек болен или еще не окреп после болезни, он может обратиться к священнику и получить послабление. Идея поста не в издевательстве над организмом, а в духовном совершенстве.
- Относительно совершенства. Недавно прочитала статью, автор которой назвал популярные телевизионные ток-шоу чуть ли не дьявольщиной.
Я вообще не понимаю, зачем люди выставляют на всеобщее обозрение свое грязное белье. Зачем собирают в свой адрес гнев и проклятия? Хорошо, если все закончится только осуждением и дело не дойдет до рукоприкладства.
Кстати, когда-то исповедь тоже была публичной, но потом церковь от этой идеи отказалась. Причина та же, что и с ток-шоу – не все люди обладают высоким уровнем духовного развития, чтобы не впасть в осуждение от услышанного.
- Еще один пример: недавно мужчина, убивший в Подмосковье свою любовницу, сразу же после преступления пошел в церковь замаливать грехи. Он будет прощен?
- К грехам нельзя относиться как к бухгалтерскому учету: согрешили, поставили галочку в блокноте, чтобы не забыть, сходили в церковь и получили отпущение. Без искреннего раскаяния и оплакивания тех, кого вы обрекли на страдания, никакого прощения не будет. Священник, конечно, может сказать «Прощаю», но вот простит ли Господь?
- А вам приходится говорить прихожанам «Не прощаю»?
- Бывает. Обычно это происходит, когда человек хвалится своими грехами или оправдывается. Например, рассказывает, что согрешил по вине родственников, которые довели его до этого состояния. Его вины при этом как бы и нет. Но если человек не считает себя виноватым, зачем ему прощение?