Хрупкая девушка с огромным двуручным мечом медленно спускается по лестнице. Рядом на лавочке сидит краснокожий клыкастый демон и листает в телефоне ленту новостей. Еще одна девушка, на этот раз с бензопилами вместо рук, позирует на камеру хмурому воину в золотом доспехе, рядом хоккеист из мультика «Шайбу! Шайбу!» чистит автомат, а сверху за всем этим наблюдает человек с волчьей головой. Что происходит? Безумный сон? Спектакль в сюрреалистическом театре? Нет, нет и нет – это всего лишь сурский косплей-фестиваль «Ajisai-2017». Добро пожаловать.
Театр нового образца
Слово «косплей» образовалось от английского «costume play» - дословно «костюмированная игра». Если говорить совсем-совсем просто, косплеер – это человек, который при помощи костюмов и разнообразной атрибутики перевоплощается в своих любимых персонажей.
Впрочем, само перевоплощение - это, как правило, лишь промежуточный этап. Для того, чтобы оно свершилось, костюм нужно сделать своими руками, а для того, чтобы было полным – вжиться в образ и убедительно представить своего персонажа на сцене. Получается, косплей – это что-то вроде самодеятельного театра. Искусство увлеченных – романтиков и фантазеров.
«Раньше везде были театральный кружки и клубы, - рассказывает Эд-сан, в миру – ветеран косплей-движения Эдуард Устинов. Эдуарду 52 года – отсюда и приставка «сан», означающая «взрослый». – Сейчас их стало в разы меньше, о им на смену пришли неформальные молодежные течения и субкультуры. Косплей – одна из них. Согласитесь – обыденная жизнь все-таки немного серовата. А это яркое пятно, событие, которое позволяет человеку раскрыться, начать фантазировать и воплощать свои фантазии в реальность.
По легенде, российский косплей зародился в Воронеже. В начале двухтысячных там в одном из городских домов культуры прошел первый самодеятельный фестиваль, участниками которого стали всего 15 человек. Потом новое, свежее, необычное движение волной покатилось по России. Сегодня практически каждый более-менее крупный город имеет свой ежегодный косплей-фестиваль. Где-то он устраивается силами энтузиастов, а где-то – как, например, в Казани – взят под опеку государством и используется как один из элементов молодежной политики.
Как мы уже говорили чуть раньше, основа косплея – творчество. В Японии, например, все куда проще – там для фанатов костюмированных игр существуют специальные магазины с поражающим воображение ассортиментов. Любой костюм любого персонажа, вплоть до самых малоизвестных, можно без труда приобрести, чтобы блеснуть потом на фестивале. В России такого пока нет, по крайней мере, нет в таких масштабах, поэтому в основе отечественного косплея, как правило, лежат смекалка и прямые руки. Костюмы и атрибутику шьют, вырезают, склеивают, выпиливают, вытаивают, собирают; даже сваривают и куют – в первую очередь, это касается «крафта», всяких мечей, топоров, молотов и доспехов.
Так, например, одним из главных героев «Ajisai-2017» стал Антон Насыров из Саратова. Он привез на фестиваль огромный, ростом выше двух метров и весом сорок шесть килограмм, костюм боевого робота, собранный из металла и пластика. При этом сам Антон не видит в этом ничего особенно выдающегося. По его словам, это просто большая игрушка, воплотившая детскую мечту.
Созидающее начало
«На самом деле, если говорить серьезно, то косплей, как и любое творческое движение, несет в себе очень мощный воспитательный момент, - продолжает Эд-сан. – Ведь косплей начался с аниме и манги – проще говоря, японской анимации и комиксов. А это, по сути, набор визуальных образов, ярких и понятных. «Развлекая – поучай», помните? Тем более, что большинство японских комиксов и мультфильмов – это истории о школьной жизни, разговор с молодым читателем о том, каким он должен быть, как должны складываться его отношения со взрослыми. Мне порой возражают – «но ведь там стреляют, убивают, там льется кровь, и вообще творится кошмар». В ответ на это я обычно предлагаю собеседнику посмотреть какой-нибудь русский сериал по одному из центральных каналов. Ерунда есть везде. Равно как и чудесные, полезные, интересные вещи. Нужно просто уметь отделять одно от другого».
Иногда, и довольно часто, увлечение косплеем приводит человека к чему-то большему, помогает выбрать профессию и жизненный путь. Например, Лера Моисеева из Пензы, задавшись целью вывести косплей на новый уровень, поступила на режиссерское отделение в Московский институт театрального искусства. С подачи Леры и ее подруги Яны Назарян косплеем заинтересовался даже художественный руководитель Пензенского драматического театра Сергей Казаков, который с прошлого года преподает в МИТИ актерское мастерство. Сейчас, по словам наших собеседниц, вместе с Казаковым они готовят телепроект о Моцарте и Сольери. Театральное действо будет дополнено элементами косплея. Как именно это будет выглядеть, нам представить трудно, а наши собеседницы не рассказали – так что ждем премьеры.
«В идеале, косплей – это способ самовыражения, - рассказывает Лера. – Для того, чтобы убедительно представить какого-то персонажа, нужно его понять, прочувствовать, открыть какой-то свой смысл. А потом – донести все это до людей. И когда в небольшом пространстве собирается множество людей, каждый из которых стремится что-то выразить, что-то донести до других, создается удивительно теплая и творческая атмосфера. Косплей, конечно, можно назвать субкультурой – но, на мой взгляд, это самая хорошая субкультура, потому что она несет в себе только созидающее, развивающее начало».
Словом – все было здорово, весело и уютно, и то, что Пенза вслед за другими городами перенимает модные течения, не может не радовать. И запомните, родители: если ваш ребенок соберет в своей комнате станковый пулемет, выточит из дерева гигантского боевого робота, отрастит бумажные крылья или заведет ручного покемона – не торопитесь пить валокордин. Быть может, он у вас просто косплеер?