По пути поезда-призрака
В далеких 1950-х годах под Балаклавой в Крыму был такой случай. Дежурный переезда вышел из будки и вдруг увидел невероятное зрелище. По несуществующей, уже давно разобранной железнодорожной ветке, ведущей на заброшенную каменоломню ехал старинный состав! Дежурный отчётливо услышал, как лязгнули стрелки, и паровоз с тремя вагонами прогромыхал в неизвестность. Оправившись от шока, мужчина стал названивать в различные инстанции, но ему, естественно, не поверили.
О поезде-призраке с тех пор бродит много историй. И что самое любопытное -появляется он порой там, где когда-то проходила, начинала строиться или будет построена в будущем железная дорога. Сам поезд-призрак был в начале ХХ века настоящим, из металла и дерева. Он пропал в Италии на открытии горного туннеля. Въехал в него а наружу не показался.
В Пензенской области тоже есть железные дороги, которые должны были появиться, но по разным причинам этого не случилось. В городе Белинском есть даже улица Вокзальная. Но пройдёте по ней - ничего даже отдалённо похожего на вокзал не увидите! Зато в трёх-пяти километрах к северо-западу от неё внимательный глаз путешественника обнаружит железнодорожную насыпь и каменные виадуки, ведущие в направлении сёл Корсаевка и Поим. В 1913-14 годах уездный город Чембар, а ныне Белинский, должен был украситься очередным достижением мирового прогресса – железнодорожным сообщением с внешним миром. По-шустрому началась отсыпка насыпи, сложили каменные виадуки и водопропускные трубы над оврагами и ручьями. Но - грянула Первая мировая война, а вскоре подряд пронеслись две революции. Стройку забросили, и сегодня по насыпи в любую погоду лихо рассекают сельские трактористы да грибники-рыболовы. В общем, служит людям наследие «проклятого царизма» и в 21 веке.
Дорога из фильма
Не менее интересна и судьба сейчас почти бездействующей линии «Нижний Ломов-Пачелма». В том районе вообще существовал проект связки Сызрано- Вяземской (ныне Куйбышевской) и Московско-Казанской железных дорог. Ветку от станции Пачелма предполагалось тянуть через Нижний Ломов- Наровчат и соединиться с Казанским направлением на станции Арапово. Сейчас это районный центр Ковылкино республики Мордовия. А в царское время он относился к Пензенской губернии. Осуществить в итоге удалось лишь часть грандиозного по областным меркам плана. Только в 1927 году протянулись рельсы от Пачелмы до Ломова. Сложись судьба страны по-другому - и провинциальный городок стал бы не тупиковой, а узловой станцией. Но Ломовская ветка успела прославится. Найдите в интернете фильм «Ташкент -город хлебный» - в 1960-х годах именно на Ломовском вокзале и железной дороге снимались несколько эпизодов!
До сих пор с добрых советских времён пылится в архивах проект железнодорожной ветки Инза-Канаевка. Она предполагала соединить Ульяновскую область с нашим регионом. Тогда город Никольск тоже стал бы промежуточной станцией. Сейчас там еле теплится узкоколейка, ведущая к заводу «Красный гигант».
Пригородный поезд «Нижний Ломов-Пачелма» когда-то состоял из четырёх пассажирских и одного почтово-багажного вагона, и народу было полно. Сегодня остался один убогий вагончик, тягаемый маневровым тепловозом. Так что нашей области остаётся только ждать свистка поезда-призрака. Кстати, внимательные люди подметили: его появление приносит с собой техногенные катастрофы.