Однажды мой знакомый признался, что в детстве учитель ассоциировался у него с божеством. Каково же было его удивление, когда однажды он увидел, что «божество» тоже обедает. Времена меняются и отношение к учителям – тоже. Каково быть преподавателем в глубинке сегодня «АиФ-Пенза» рассказал директор школы села Варыпаево Пензенского района Роман Греднев.
Футбол после уроков
— Роман Васильевич, вас нельзя назвать обычным сельским директором. Дважды вас признавали «Лучшим учителем России» - в 2008 и 2010 годах, а про ваши инициативы ходят рассказы.Знаю, что в свободное время вы занимаетесь с ребятами краеведением и даже играете в футбол.
— Я окончил физико-математический и исторический факультеты. Прежде чем стать директором, несколько лет проработал учителем. И даже сейчас в старших классах преподаю историю и обществознание, а после уроков занимаюсь с ребятами краеведением и спортом.
В 2008 году мы вместе с ребятами облагородили сельский стадион, который к тому времени зарос травой и на нем пасли коров. С детьми все расчистили, сделали разметку, за счет школы закупили сетки для ворот. И вот теперь по три часа три раза в неделю я, по собственной инициативе, играю с учащимися и жителями села в футбол. Не удивляйтесь, если увидите, как по нашему стадиону гоняют мяч первоклассник и 30-летний парень. Мы с соседними селами устраиваем товарищеские матчи. И сейчас я говорю не только про учеников, но и про взрослых мужчин. Зимой рядом со школой заливаем каток, дети научились кататься на коньках, а теперь еще играют в хоккей.
Что же касается краеведения, то вместе со школьниками проводили работу по героям Великой Отечественной войны, например, по узнику Освенцима Масленникову Николаю Ивановичу, нашему земляку; уточняли список воинов-земляков, погибших в годы войны; рассматривали проблемы репрессий 1930-х годов в селе Варыпаево; посвятили много времени народным промыслам земляков – вышивке всех видов, плетению канатов. В работе все население участвовало: дети приносили фотографии, получали опросные листы, задания. Интересный момент: тогда мы выяснили, что в «Книге памяти» указан человек, которого посчитали погибшим на войне, а он, на самом деле, был жив-здоров.
— А что можно сказать про образование? Есть такое мнение, что деревенское уступает городскому.
— Ничего подобного. В нашей малокомплектной школе практически все дети на индивидуальном обучении, и все их способности в процессе обучения используем на 100%. У нас есть и интерактивные доски, и интернет. А что касается учителей, то сельские, возможно, еще и опытнее городских. Помню, в школе учился один ребенок – перебивался с 3 на 4, а когда переехал вместе с семьей жить в Москву, стал получать 4 и 5. Иногда учащиеся даже говорят: «Вы нас тут гоняете».
А все дело в том, что у малокомплектной школы есть преимущество. Проявить себя может каждый ребенок, потому что деваться некуда: нужно ведь кому-то и петь, и танцевать, и рисовать, и участвовать в различных соревнованиях.
Биолог + математик = универсал
— Три главные проблемы российского образования - низкое качество, недоступность и нехватка кадров. Хотелось бы спросить про кадры. Хватает?
— В нашей школе работает 12 учителей, я 13. Всего 42 ученика, 3 из них учатся в 11 классе.
Так сложилось, что многие преподаватели преподают несколько предметов. Например, учитель ИЗО является и учителем географии, биологию преподает учитель математики, физрук ведет ОБЖ и технологию. Большая часть нашего коллектива – пенсионеры. Я, пожалуй, самый молодой, мне 40 лет.
— Не могу не спросить про зарплату.
— Ставка преподавателя – 18 часов, за нее платят 7 тыс. рублей. К ней идут доплаты – 25% от оклада так называемых «сельских», надбавка за высшее образование, 25% и 50% за первую и высшую категории.
Что касается начинающих преподавателей – у них нет доплат за выслугу лет, за категорию, их подспорье – 35 тыс. рублей, которые они получают первые три года как молодые специалисты, плюс ежемесячно дополнительно получают 35% от оклада. Правда, и эти привилегии не всегда удерживают. Так, к нам устраивалась на работу молодая семья: муж – преподаватель музыки и изобразительного искусства, жена - русского языка и литературы. Через какое-то время они уволились.
— А разве нет возможности подрабатывать? Ведь сейчас развито репетиторство.
— В нашем селе репетиторов нет, потому что у людей нет на них денег. У нас есть примеры бытового наставничества, когда помогают безвозмездно. Поймите сами: у учителей педагогический стаж 20 и более лет, у них дети выросли на глазах, и они будут с них брать деньги?
«Такое придумал вредитель»
— Хотелось бы у вас, как у историка, спросить про образовательную программу. Все ежегодно меняется, обновляется…
— С историей происходят интересные изменения. Я имею ввиду программу и учебники. Раньше ученик вплоть до 9 класса изучал всю истории России и мира до настоящего времени. В 10-11 классе изучал ее на более обобщенном уровне.
А теперь дети будут учить историю по линейной системе: с 5 по 10 классы изучают с истории Руси и заканчивают 20 веком России. То есть, кто ушел после 9 класса, историю 20 – начала 21 века знать не будет. Так мог придумать только настоящий вредитель!
— Вот здесь, наверное, учителю нужно выкручиваться как-то самому. И возникает вопрос: преподавание – ремесло или искусство?
— В школе, чтобы начать осознавать, что от тебя требуется, нужно проработать 10 лет. А так как все дети разные, ко всем нужен индивидуальный подход. Иногда ведешь урок и понимаешь, что дети не в ту сторону повели и начинаешь перестраиваться. К сожалению, ЕГЭ заставляет ребятишек натаскивать на сдачу, приходится тратить много времени.
— И это вдобавок к другим обязанностям.
— Руководству школ приходится заполнять много бумаг. Иногда приходят просто абсурдные запросы, купаются ли дети в водоемах, оборудованы ли они? Каждый год отчитываемся, сколько на пришкольном участке посеяли гектаров картофеля, моркови…Россельхознадзор проверяет, чтобы на нем не находилось вредных растений.
— А что можете сказать о сельской молодежи? Будет кого учить через несколько лет?
— Два года назад был замечен интересный процесс – две миграции. Да, молодежь от нас уезжает, потому что делать в селе нечего, но в выходные приезжают в Варыпаево и говорят: «Если бы была работа в деревне, мы бы остались». Но с другой стороны, к нам едут жить многодетные семьи, поэтому надеюсь, школа будет жить еще долго.