aif.ru counter
702

Легенда в скульптуре. Пензяк толстопятый готов явиться миру

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. «АиФ-Пенза» 23/11/2016
Пять млн. руб. требуется на изготовление Пензяка толстопятого.
Пять млн. руб. требуется на изготовление Пензяка толстопятого. © / Ольга Семенеева / АиФ

Пензенцев давно прозвали пензяками толстопятыми, но в отличие от той же Перми, где несколько лет назад появилась интерактивная скульптура в виде ушей, в Пензе историческое прозвище местных жителей до сих пор не увековечено. Впрочем, ситуация может измениться в ближайшее время: работа над эскизом Пензяка толстопятого завершена.

Об идее создания исторического брэнда и о том, какая скульптура нужна нашему городу, корреспондент «АиФ-Пенза» поговорил с автором Пензяка толстопятого, известным пензенским скульптором Германом Феоктистовым.

Досье
Герман Феоктистов родился в Пензе в 1962 году. С 1980 по 1985 годы учился в Пензенском инженерно-строительном институте на архитектурном факультете. С 1985 года занимается скульптурой в жанре мелкой пластики, а с недавнего времени и городской скульптуры. Предпочитает классический материал – бронзу, дерево, керамику. Периодически участвует в международных выставках и конкурсах, проводимых, в том числе в Болгарии, Канаде, Украине, России. В 1996 году три его работы, представленные на выставке предметов ювелирного искусства, посвященной 150-летию Карла Фаберже (С-Петербург), были удостоены диплома I степени в номинации «Украшение интерьера». Работы пензенского скульптора украшают не только частные коллекции, но и подарочный фонд Совета Федерации, Музей истории Москвы, болгарский Дом Сатиры и Юмора.

Ну и хватит нам таких…

- Герман Михайлович, как вы считаете, нужна ли вообще Пензе скульптура?

- Пенза в этом смысле - город безликий, поэтому скульптура нам нужна, но не абы какая, а городская – интерактивная, отражающая ту действительность, которой живет Пенза.

- Расшифруйте...

- Объясню на примере своих работ. Не так давно установленный в центре Московской Ювелир, которого мы сделали вместе с талантливым скульптором Валерием Кузнецовым, уже оброс городской легендой: откуда-то появилось поверие, что если девушка просунет пальчик в колечко, то вскоре непременно выйдет замуж.

Или Кот Митька, который прижился на улице Красной. Это не просто скульптура, это первый в нашем городе кошачий банк. Люди видят стоящий перед котом цилиндр, понимают, что он «просит» милостыню и бросают монетки. Кто сколько сможет. А у студентов универа даже появилась новая примета: если перед экзаменом дать Митьке денежку, то преподаватели не будут придираться и обязательно поставят хорошую оценку. А ведь специально никто эти легенды не придумывал, они появились сами. Вот это и есть интерактивная скульптура.

- А куда девается денежка, которую собирает Митька?

- Рядом с котом находится копилка, или, как я ее называю, кошачий банк. Ключ от него хранится у волонтеров, которые ухаживают за бездомными животными. Они периодически открываю копилочку и забирают брошенную горожанами мелочь.

- С интерактивной скульптурой разобрались. А что с памятниками? Вы считаете, что они Пензе совсем не нужны?

- Почему? Нужны, но не в таком количестве и не в таком качестве. У нас есть памятник Первопоселенцу и, чтобы про него не говорили, он стал брендом города. Есть еще несколько памятников, но чтобы вспомнить, как они выглядят, нужно напрячь память. Это значит, что городская жизнь протекает мимо них, и Пенза никак с этими объектами не ассоциируется. Ну и хватит нам таких произведений...

Нескучные идеи

- Чиновники, выдвигая идеи по окультуриванию городской среды, советуются со скульпторами? Может быть, круглые столы собирают, рабочие встречи устраивают?

- Совместные встречи бывают, но мало кого из скульпторов на них приглашают. Из своего опыта и опыта своих коллег могу сказать, что пробить что-то через чиновников очень сложно. Связано это, прежде всего, с отсутствием в бюджете денег. Поэтому все три скульптуры, к которым я имел отношение – Ювелир, Кот Митька и Памятник пропуску – появились благодаря инициативе и деньгам спонсоров.

- Кто же и зачем их заказал?

- Идея установить на Московской Ювелира родилась у предпринимателя Максима Ломоносова, чья деятельность связана с ювелирным искусством, а его дядя в свое время был известным в Пензе мастером золотых дел.

Поначалу я сомневался в успехе этой затеи и даже пытался поселить сомнения в душе у Максима: никто не мог гарантировать, что пензенцы будут уважительно относиться к новой бронзовой скульптуре. И ведь действительно, однажды у Скульптора отбили кольцо…

Но в отличие от меня, у автора идеи сомнений не было, он твердо решил установить напротив бывшего магазина «Жемчуг» скульптуру Ювелира. Правда, когда я работал над эскизом, его родные не давали согласия на портретное сходство скульптуры с Валерием Ломоносовым. Когда эскиз был уже завершен и мы приступили к лепке скульптуры в натуральную величину, родственники ювелира изменили свое решение, и портретное сходство было все-таки достигнуто.

- Боюсь спросить, чей родственник Кот Митька?

- Ничей, это абсолютно вымышленный образ. Ко мне обратился директор магазина «Менделеев» с просьбой сделать что-нибудь связанное с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Но мне было неловко связывать великого ученого с магазином, поэтому я предложил абстрагироваться от продуктово-напиточной темы и изваять, например, городского бродягу.

Так родилась идея посадить на улице Красной бродячего кота Митьку, который собирает денежку на домик для бездомных котят. Идея сработала: Митьке до их пор подают монетки.

Точность даже в мелочах

- В какую сумму обходится изготовление бронзовой скульптуры?

- Цена зависит от сложности работы и размера самой скульптуры. Например, Кот Митька обошелся всего в 300 тысяч рублей, Ювелир – дороже, на его изготовление ушло порядка двух миллионов, а Пензяк толстопятый вместе с эскизом, литьем и установкой обойдется в пять миллионов рублей.

- Вы сказали, что инициатива, как правило, исходит от заказчика. С «толстопятым» такая же история?

- Нет, Пензяк толстопятый – исключение. Его мне никто не заказывал и поэтому денег на его изготовление нет. Но я не настаиваю на том, чтобы был установлен именно мой «толстопятый». Просто этой исторической легенде давно пора ожить. Опять же, Суворов имеет отношение к нашей губернии: у него тут было имение, и он несколько раз его посещал.

А в основу идеи легла история, произошедшая во время перехода армии Суворова через Альпы. Тогда большинство солдат натерли ноги. Нормально идти могли только пензяки. Когда полководец поинтересовался, откуда такая выносливость, они показали ему вязаные носки с двойной пяткой. Суворов удивился и похвалил пензяков, назвав их «толстопятыми».

Собственно эта сцена и запечатлена в скульптуре: полководец разглядывает шерстяной носок, который снял с ноги его солдат.

Кстати, я изучаю историю русского военного костюма, поэтому постарался соблюсти все мельчайшие детали обмундирования того времени.

Мешать не будет

- Как вы считаете, где должен быть установлен Пензяк толстопятый?

- Самое подходящее, на мой взгляд, место – пересечение улиц Горького и Московской, там, где сейчас находится стоянка перед баром «Градусник».

Куда ставить пензяка, как не на историческую улицу? К тому же, это место не взято в тиски зданиями, скульптура будет хорошо просматриваться. Высота Суворова – 1 м 80 см. С постаментом высота скульптуры составит чуть больше двух метров. Но казаться огромной и давить на пространство она не будет.

Кстати
Если деньги будут найдены, исторический бренд может появится в Пензе уже через полгода. Отливать «толстопятого» будут в Смоленске, в филиале минского комбината художественного литья.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах