Что вдохновляет художников в работе, стоит ли в кризис вкладывать деньги в драгоценности и насколько восприимчивы земляки к авангарду, корреспондент «АиФ» выяснял у старшего из братьев – Валерия Глазунова.
Необычные украшения
- Валерий, как случилось, что вы начали заниматься ювелирным делом?
- Меня всегда тянуло рисовать. По профессии я инженер-строитель, но много лет работал на пензенском телевидении оператором эфира, следил за выходом программ. Свободного времени при этом было достаточно много, поэтому я реализовывался творчески – растил на подоконнике цветы и рисовал на коллег карикатуры, им очень нравилось. Пробовал разные техники, пастель мечтал освоить. Потом делал телепрограмму, где был автором и ведущим, но все равно хотелось чего-то более креативного.
А потом в наш город приехал известный ювелир – я не буду называть его имени, а то он подумает, что я пиарюсь за его счет. Шучу, конечно. Это был 2003 год, он открывал большое производство, искал людей с фантазией. Мы с братом Юрой загорелись. При приеме на работу было что-то вроде творческого конкурса по моделированию по воску. Каждое ювелирное изделие сначала возникает в виде воскового макета. Наша первая с братом работа стала потом нашим фирменным знаком. Было задание сделать оригинальную пряжку для ремня. Мы взяли скелет от рыбы и сделали оттиск на воске, по которому потом отлили пряжку, всем очень понравилось. Рыбий скелет сейчас – логотип мастерской братьев Глазуновых. Он обыгрывался и в других наших работах – так, серьги «Гуппи» носит наша бывшая коллега, работающая сейчас на одном из федеральных телеканалов.
- Надеть серьги в виде рыбьего скелета может только смелая девушка. У вас есть украшения с не менее оригинальными названиями – «Мокрые варежки», «Полет сапфира вокруг турмалиновой скалы», «Крайняя плоть Франкенштейна». Вы сначала придумываете название или создаете украшение, а потом думаете, на что оно похоже?
- Мы все всегда пропускаем через себя. Иногда бывает – сидим в компании, кто-то что-то случайно ляпнул, а мне понравилось, думаю сразу, как это обыграть. «Мокрые варежки» сначала возникли именно как название – детством сразу повеяло, чем-то добрым, чего и нет уже, вроде, а душу оно все равно греет. Идею самого украшения вынашивали потом месяц. Откуда мы эти названия берем – я без понятия. Иногда меня приглашают на мастер-классы, просят опытом поделиться. Я отвечаю: ребята, если бы я был большим специалистам – я бы поделился, чисто технически, а так я и сам объяснить не могу.
Дороже денег
- Бывает так, что воплотить идею в жизнь получается не сразу?
- Один из замороженных на сегодня проектов – серебряная кружка в виде Головы Витязя из сказки Пушкина «Руслан и Людмила». Там в волосах этого Витязя запутан весь сюжет поэмы – в виде отдельных сцен-миниатюр. Пока изделие существует лишь в восковом варианте, отливать его в серебре нет технической возможности. Можно в бронзе, но не хотелось бы снижать благородство металла. А в серебре будет стоить более миллиона.
- Раз уж зашел разговор о деньгах, стоит ли в кризис вкладывать деньги в золото – не в виде лома, а именно авторских украшений?
- Конечно, смысл есть! Любой тебе скажет, что авторские изделия – не только украшения, но картины и даже музыка, песни – это все вечное. С годами все больше и больше будет цениться то, что формирует художественный вкус поколений. Все, наверное, бывали в антикварных магазинах, видели предметы ХVIII века – какие изящные были шкатулочки, ложечки. И быт на психологию влиял – какие люди письма друг другу писали! Сейчас художник так не напишет, писатель, а у них – на повседневном уровне. Мы тоже стараемся из прошлого вытащить самое интересное, чтоб сформировать вкусы людей и сделать их лучше, как это ни пафосно звучит.
В поисках утраченного
- Выставка в Картинной галерее позиционирует братьев Глазуновых как авторов уникальных сувениров, которые в первую очередь будут напоминать их владельцам о Пензе. В чем прослеживается в вашем творчестве пензенская тема?
- А во всем! Мы очень много изучаем пензенскую историю – вернее, пензенскую будет не совсем правильно, поскольку самой Пензы тогда еще и в помине не было. Монеты золотой Орды когда-то чеканились на территории местного Наровчата – дирхемы обыгрываются в нашем гарнитуре «Сунигил Фужен», который мы назвали в честь жены Чингиз-хана. У нас есть несколько композиций, где используются наконечники стрел – их много находят при раскопках Золотаревского городища, где была сеча с войсками хана Батыя. У нас каждое изделие так или иначе несет напоминание о Пензе. Даже гарнитур есть «Алексей Михайлович» - кольцо, колье и серьги, частью которых выступает элемент монеты, выпущенной в честь этого царя – основателя города-крепости Пенза.
- А где вы берете артефакты?
- Мы, как это сейчас модно, лазаем по чердакам и подвалам, ищем интересное. Монета, спичечный коробок, осколок – все может пойти в дело! На дорогом фарфоре была необыкновенной красоты роспись, кусочек такой чашки или тарелки может превратиться в потрясающий кулон. Артефакты рядом, нужно только уметь увидеть.
- А кто, на ваш взгляд, идеальный клиент братьев Глазуновых, на которого они ориентируются, создавая свои работы?
- Думаю, это все-таки дама – от 25 до 60 лет, нестандартно мыслящая, остроумная, образованная, открытая. Мы очень рады гостям на нашей выставке в Губернаторском Доме, поскольку главное для нас – не продать свои работы любой ценой, а рассказать о них как можно большему числу людей, которые, возможно, их оценят.
Самое главное в моей работе – то, что получаешь удовольствие, колоссальное – от того, что была у тебя мысль, нематериальная, ты начинаешь додумывать нюансы – и в итоге воплощаешь свою идею в вещи, которые можно потрогать. В вещь, которая у тебя получилась в тысячу раз интереснее, чем ты задумывал, а если не в тысячу – то это неудачная вещь. Чтобы быть хорошим художником, нужно быть и хорошим ремесленником, но очень важно в ремесленничестве не застрять.