Примерное время чтения: 6 минут
390

«Шашечки» устроили бойкот. Чего хотят пензенские таксисты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. «АиФ-Пенза» 29/03/2017
Перевозчики подписали петицию об изменении закона о такси.
Перевозчики подписали петицию об изменении закона о такси. / Николай Козин / АиФ

27 марта в сквере им. Дзержинского митинговали таксисты. Около двухсот человек собрались здесь для того, чтобы в очередной раз выразить недовольство условиями, в которых им приходится работать, и поддержать своих коллег из других регионов.

Непрстая арифметика

Российские таксисты бастуют не в первый раз. Однако, судя по тому, что таксисты снова пытались привлечь к себе внимание, их проблемы так и не были решены. А неустраивают их три момента – несовершенство закона о такси, почти рабская зависимость от диспетческих служб и низкие тарифы на перевозку пассажиров.

«В идеале на рынке такси должно присутствовать два игрока: государство, дающее разрешение на перевозку пассажиров, и непосредственно исполнители – таксисты (официально трудоустроенные водители таксопарков или индивидуальные предприниматели, получившие разрешение на перевозку пассажиров), - объясняет тонкости сложившейся ситуации председатель городского союза профессиональных водителей Андрей Гайкалов. – В реальности же присутствует еще один мощный игрок, чья деятельность никак не отражена в законе – это диспетческие службы. Именно они вносят смуту в работу таксистов, навязывая им свои условия».

Суть конфликта в следующем. Диспетчерские службы, вместо того, чтобы просто продавать перевозчикам информацию о вызове такси, занимаются ценообразованием. «Исходя из каких-то собственных соображений, они устанавливают тарифы на перевозку пассажиров, - констатирует Андрей Гайкалов. – Таксисты вынуждены соглашаться с их условиями и работать чуть ли не в убыток».

За каждый вызов таксисты «отстегивают» диспетчерам 10-15 процентов от его стоимости. Если учесть, что минимальный тариф в Пензе не дотягивает до 100 рублей, а желающих заработать на перевозке пассажиров достаточно много, может сложиться впечатление, что, действительно, таксисты зарабатывают не так уж и много.

«Давайте посчитаем, - предлагает наш собеседник. – В среднем, таксист зарабатывает 250 рублей в час. При восьми часовом рабочем дне это около 44 тысяч в месяц. Казалось бы, неплохие деньги. Но… вычтите отсюда стоимость бензина (порядка 500 рублей в день), проценты диспетчеру, стоимость летней и зимней резины (порядка 2 тысяч в месяц), страховку (около тысячи ежемесячно), налоги, стоимость разрешения, амортизацию автомобиля. Кстати, к автотранспорту, используемому для перевозки пассажиров, закон тоже выдвигает требования. Если это иномарка, то она не должна быть старше 10 лет, если отечественное авто – то вообще не старше пяти. Значит, человек, начав работать таксистом, сразу же должен копить на новую машину. Поэтому в сухом остатке от его ежемесячного заработка остается не больше шести тысяч рублей в месяц».

Фото: АиФ/ Николай Козин

Аргументируя таким образом незавидное, по их словам, положение дел, таксисты выступают за увеличение тарифов. Правда, далеко не все их коллеги с этим согласны. Например, Павел (фамилию он попросил не озвучивать), работающий в такси больше семи лет, считает, что повышение стоимости проезда ударит по карману самих же таксистов. «Пензенцы и так пользуются услугами такси реже, чем, скажем, в 2012 году. Заказов становится меньше, а таксистов больше. Если раньше, чтобы получить две тысячи в день, мы работали по 8 часов, то теперь приходится проводить на линии по 10-12 часов. Но бороться, на мой взгляд, нужно не с тарифами, а с нелегальными таксистами, которых с каждым днем становится все больше».

Сделать ничего нельзя…

Проблема нелегалов, озабоченных лишь тем, как бы побыстрее «срубить» денежку, выходит боком всем – и официальным таксистам, и пассажирам. Первые теряют в заработке, вторые – в качестве полученной услуги. А то и вообще рискуют здоровьем: никто не гарантирует, что за рулем сидит профессионал, а машина не развалится на первой попавшейся кочке. В этой ситуации свою жесткую позицию должны обозначить контролирующие органы, но и здесь все непросто.

«У меня жена работает в кардиоцентре, - рассказывает Андрей Петрухин, таксист с более чем двадцатилетним стажем. – Заканчивает в три-четыре часа ночи. Чтобы добраться домой, вызывает такси. Один раз ее чуть не ограбил таксист-бомбила, в другой – завезли в какие-то гаражи. Слава Богу, она успела выскочить из машины и убежать. Потом я позвонил в компанию, которая прислала машину, а мне ответили: «Не было такого заказа, понятия не имеем, кто там к вам приезжал». И ничего нельзя с этим сделать – база заказов оперативно подчищена, таксист официально на работу не устроен. За последние девять лет такое случалось раз десять, не меньше».

«На местном уровне решить эту проблему невозможно, - рассказал «АиФ-Пенза» сотрудник регионального министерства промышленности, транспорта и инновационной политики. – Все упирается в недостатки закодательства. В прошлом году за нелегальный извоз было составлено больше двухсот протоколов. Это мало, если учитывать, что в области только легальных таксистов около 3300 человек, и нелегальных, наверное, столько же. Чтобы поймать «серого» таксиста, нужно его вызвать, проехаться с ним, заплатить деньги, а потом в присутствии двух свидетелей составить протокол. На это уходит порядка двух часов, а эффект минимальный. Во-первых, сумма штрафа в первый раз – всего 500 рублей. Правда, второй штраф выше – до 2,5 тысяч. Но чтобы за год в таком городе, как Пенза, попасться  дважды – нужно быть очень невезучим».

При таком положении дел выходит, что и нынешний митинг ничего не изменит. Нужно переписывать закон, а это вряд ли выгодно тем, кто лоббировал его принятие.

Цифры
Почти 3000 таксистов-«бомбил» работает в области

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах