Забыть или строить
В 2004 году архитектурной мастерской «Диалог» велась работа по созданию в Пензе градостроительного регламента – документа, который определил бы, как нужно и как не нужно проводить застройку вблизи исторических зданий. Регламент был готов в установленные сроки, но в дело почему-то не пошел, а лег под сукно в каком-то из высоких кабинетов. Почему так вышло – не знают ни в самой мастерской, ни в упраздненном ныне управлении архитектуры и градостроительства, которое выступало в качестве заказчика работ.
«Мы теряем памятники архитектуры потому, что даже не прилагаем усилий, чтобы их сохранить, - уверена одна из авторов проекта, доцент кафедры дизайна и художественного проектирования интерьера ПГУАС Татьяна Волкова. – После 2004 года никто и никогда ничем подобным не пытался заниматься. Были отдельные незначительные подвижки, частные инициативы – но наверху их почему-то упорно не замечают».
Похожего мнения придерживается и доцент кафедры «Градостроительство» ПГУАС и директор архитектурной мастерской «ПТМ А-989» Нина Кутырева.
По словам Нины Александровны, главная проблема кроется в том, что никто сейчас не пытается увидеть развитие пензенской архитектуры комплексно, в масштабах всего города, а не в рамках отдельно взятых улиц или кварталов.
«Дело в том, что инвестор появляется, как правило, неожиданно, имея на руках некоторую сумму денег, и высказывает желание построить торговый центр или жилую группу, - обрисовывает сложившуюся ситуацию наша собеседница. - Начинается лихорадочный поиск места под постройку. Хорошо, если инвестор готов расселить часть ветхих домов и выполнить проект планировки хотя бы на небольшую часть территории – но иногда не происходит и этого. Например, здания, возводимые за бюджетные средства, которые всегда ограничены, пытаются построить там, где свободно. И далеко не всегда это бывает адекватно территориальным и социальным потребностям города».

В советское время общая концепция развития городской застройки не только имелась, но и применялась на деле. Так, например, застройка на Московской – улице, которая вместе с улицей Тамбовской и Советской площадью слагает историческое ядро города – была ограничена тремя этажами. Во-первых, существовало четкое понимание: многоэтажки – неважно, жилые или коммерческие, разрушат единый стиль, в котором выдержана улица, сделают ее силуэт громоздким и неуклюжим. Во-вторых, почвы под Московской напитаны водой, они нестабильные, зыбкие. Поэтому строить там большие высотные здания попросту нельзя.
И так сойдет
«Мы очень многое уже утратили, - подводит невеселые итоги последних лет историк Александр Тюстин, главный специалист Пензенского краеведческого музея. – Например, здание бывшего рыбного ряда на площади Ленина раньше было исполнено в виде резной шкатулки. Вам стоило только увидеть эту шкатулку – и вы сразу же понимали, что ждет вас внутри. Сегодня рыбный ряд практически полностью перестроен».
Еще одна беда Московской – здание бывшего мясного пассажа. В отличие от рыбного ряда оно практически не изменилось – по крайней мере, внешне. Но его совершенно прекрасный фасад с арочными окнами и декоративной кирпичной кладкой забит рекламными вывесками.
«Этот список можно продолжать очень долго, - продолжает Александр Васильевич. – Дом Соединенного собрания, линия присутственных мест по улице Карла Маркса, здание бывшей пензенской гимназии, в которой учился Белинский, деревянные постройки по улицам Красной и Володарского. Все они сейчас либо разрушены полностью, либо находятся в плачевном состоянии, либо переданы ресторанам и банкам – с соответствующими последствиями».

Крупицы истории
Отдельная тема – судьба деревянной пензенской архитектуры, о которой в свое время много писал краевед Александр Дворжанский. В Пензе на протяжении многих веков формировался свой собственный, уникальный, легко узнаваемый стиль деревянной декоративной резьбы. Ярчайшими тому примерами в свое время были улицы Ключевского и Урицкого. Но если улицу Ключевского еще можно сохранить, взявшись за дело прямо сейчас, не откладывая, то Урицкого еще полтора года назад превратилась в вереницу развалин.
«В восьмидесятые годы мы разрабатывали проект музея деревянной архитектуры под открытым небом, - продолжает Тюстин. – Было выбрано место, были намечены объекты, которые можно было бы перевезти без ущерба. Но когда мы стали делать пробные заходы – просто чтобы проверить состояние выбранных построек – выяснилось, что они уже находятся на грани разрушения. Поэтому от идеи создания музея пришлось отказаться. А сейчас, в наше время, она и подавно вряд ли осуществима».
Этот вопрос изредка поднимается и сегодня. Но пока что дальше составления абстрактных планов дело не ушло.
«К сожалению, говорить о Пензе, как о городе, сумевшем сохранить свой исторический облик, нельзя, - резюмирует Александр Иванович. – Время изменило общественный статус. Каждый, кто имеет деньги, просто покупает то, что ему нужно, и строит то, что он хочет. И если этот процесс не прекратится, если не будет строгих правил застройки исторических территорий – мы потеряем даже те крохи, которые каким-то чудом ухитрились сохранить».
Променад по улицам. Почему Пензу называют городом заборов
Достучаться до сердец. Детям нужна наша помощь
По крохам, по зернышку. На что нужны деньги учреждениям культуры?
Вне очереди. Как сделать капремонт досрочно
Военные загадки. О чем расскажут немецкие карты