Уже не секрет, что в стране практически не осталось государственных предприятий пищевой промышленности. Как правило, на прилавках магазинов представлен ассортимент продукции различных частных компаний. Тех самых предпринимателей. Получается, что они нас с вами кормят. Причем делают это в ущерб своей семье, и как бы это парадоксально не звучало, своей прибыли.
О проблемах и перспективах развития Пензенского бизнеса рассказывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области Карим Кузахметов.
Тайна логистики
— К сожалению, финансовые структуры, в частности банковская сфера, не так подвижна, как хотелось бы. Не хватает индивидуального подхода к сфере предпринимательства, специальных условий, программ. Об этой и других проблемах давно известно. Они обсуждаются на всех уровнях власти.
— Понятно, что решить все накопившиеся трудности по щелчку пальца не получится, необходимо время. Поможет ли делу постоянная финансовая поддержка от государства, будет ли от этого польза?
— Задача власти — создать условия. Дать возможность развиваться. Организовать площадку для коммуникаций и взаимодействия производителя и компании, которая будет реализовывать продукцию. Это может быть ярмарка, выставка, что угодно. Место, где будет налажен необходимый контакт. Невозможно вмешиваться в дела предпринимателя, дать ему денег и диктовать условия: как нужно делать, сколько, заставлять работать по готовому механизму. Власть может помогать взаимодействовать. Нужно разделять власть и бизнес. Бизнес в состоянии развиваться равномерно и самостоятельно.
— Значит, лучшая помощь — это не мешать?
— Всему свое время. У рынка всегда есть индикаторы. Если на рынке возник спрос, все произойдет само собой. В противном случае никакие льготные условия не помогут. Представьте, муниципалитет на постоянно основе оплачивает предпринимателю торговую площадь. Через полгода выясняется, что его товар не конкурентоспособен. Что качество не достаточное, стоимость высокая, себестоимость через чур затратная. Что дальше? Поэтому за бюджетные средства можно организовать выставки, но постоянно оплачивать расходы предприятия, которое не приносит прибыли — это нонсенс. Если есть запрос от производителей о необходимости сбыта, мы можем помочь с логистикой, контактами, техникой, чтобы производитель смог зайти на рынок.
Скрытые бренды
— Одно из главных препятствий в развитии пензенского бизнеса на сегодняшний день — логистика. Пока эта проблема не решена, как она сказывается на предпринимательстве региона?
— Одна из целей развития бизнеса в области, как и во всей стране — вытеснить из магазинов другие регионы и оставить свои товары. Но поскольку отсутствуют логистические центры некоторым районам проще реализовывать собственную продукцию на территории других, граничащих с ними, регионов. По этой причине в области появляются скрытые бренды. Недавно стало известно, что в Вадинске, где процветает сельхоз производство, делают носки. Аграрный район, но нашли другую нишу, свою, где нет конкурентов. Товар в основном реализуется в Ивановской области, где как все наоборот, текстиль — профилирующее производство. Благо, им удалось договориться с «магазинами моего района», сейчас ведутся переговоры с сетевиками.
Поэтому на данный момент наша основная задача решить проблему логистики. Выяснить почему в магазинам выгоднее покупать в других регионах, чем у местного производителя. Нужно узнать, как работает система доставки, транспортировки, хранения. А главное, как конкурировать в ценовой политике.
— С другой стороны, обычному потребителю все равно откуда привезен тот или ной товар. Ему просто нужен качественный продукт. Вряд ли покупатель будет рад несъедобным макаронам лишь потому, что они произведены в Пензенской области.
— Если есть потенциал, тенденция к развитию и это видно, мы начинаем работать в этом направлении. Так было с кондитерским кластером. Сегодня это настоящий пензенский бренд, как и мясное и молочное производство, успешно развивающийся, известный и представленный по всей России. Сейчас мы развиваем мебельный кластер и создаем швейный, тому есть хорошие предпосылки.
Другая причина присутствия иностранных и иногородних производителей — здоровая конкуренция, которая стимулирует качество производства местных производителей и способствует конкурентоспособности. Не стоит забывать, что товары других регионов — это альтернатива для покупателя, разнообразие выбора, а также компенсация нехватки некоторых товаров.
— Кто он пензенский предприниматель, его собирательный образ и в какой сфере развивается?
— Пензенский успешный предприниматель — мужчина, от 30-35 лет. Состоявшийся в какой-то профессиональной сфере, прошедший школу бизнеса. Есть примеры, когда высшее образование было получено уже после реализации бизнес проекта. Основные отрасли пензенского бизнеса — это торговля, сельское хозяйство, переработка, финансовый сектор и сфера услуг.
— А с какими проблемами приходят к вам пензенские предприниматели?
— Как правило поступают обращения, связанные с контрольно-надзорной деятельностью, например, административное давление. Кроме того, вопросы, касающиеся земельно-имущественных отношений, таких как кадастровая стоимость земли или налоги. Еще по поводу уголовных преследований, взаимоотношений с финансово-кредитными организациями, задолженностей по государственным и муниципальным контрактам. А так же обращения гражданско-правового характера.