Социологи «Левада-Центра» недавно опубликовали результаты исследования, согласно которому почти половина жителей России считает, что каждый человек может бороться за свои права даже если это идет в разрез с государственными интересами.
А что происходит в Пензенской области? С какими проблемами сталкиваются жители нашей губернии и как можно победить равнодушного чиновника? Об этом мы поговорили с уполномоченным по правам человека в Пензенской области Еленой Роговой.
Действенный метод
- Елена Николаевна, не могу не спросить: кем вы себя считаете - чиновником или правозащитником?
- Скажем так: я государственный правозащитник. Уполномоченный по правам человека - должность государственная и назначение на нее происходит в установленном законом порядке. Но дело даже не столько в этом.Уполномоченный выступает независимым арбитром в спорах между государством и человеком и принимает меры по защите прав последнего. Причем - совершенно бесплатно.
- Правозащитники, журналисты и все, кто когда-нибудь общался с чиновниками, единодушны в том, что некоторых госслужащих поразил вирус равнодушия. Их ответы на обращения людей часто формальны, они стараются быстрее «закрыть» жалобы, чтобы те не висели мертвым грузом. Как вы боретесь с отписками и равнодушными начальниками? Ведь омбудсмен не может ни уволить, ни объявить выговор...
- Мы анализировали формальные ответы чиновников и пришли к выводу, что чаще всего их причина - это отсутствие достаточного финансирования органов власти, а иногда и некомпетентность. Уполномоченный в таких случаях может обратиться в прокуратуру, СМИ, опубликовать информацию в своем докладе. Я, например, почти всегда ставлю авторов отписок в известность о том, что имею право это сделать. Помогает.
Печать кризиса
- В должности уполномоченного по правам человека вы находитесь три года. Как за это время изменилась специфика жалоб, с которыми к вам обращаются пензенцы?
- Может быть, кому-то это покажется странным, но на характер обращений существенно влияет экономическая ситуация, в которой находится страна. Традиционно всегда большинство обращений связано с ущемлением социальных прав, на втором месте - гражданские права, на третьем - обращения экономического характера.
По-прежнему люди просят защитить их права в сфере ЖКХ и здравоохранения. Особенно много таких обращений звучит на приемах, которые мы проводим в селах. Многие сельчане остались без работы, некоторым даже не на что купить лекарства и собрать детей в школу.
- И как вы помогаете?
- Прежде всего - оказываем правовую помощь. А еще мы сотрудничаем с благотворительными фондами. Они всегда помогают всем, чем могут - продуктами, одеждой, бытовой химией, средствами гигиены. Благодаря этой помощи нам удалось поддержать ни одну пензенскую семью. А некоторые из них находились в таких ситуациях, что мы вообще не понимали, как они существуют. Никогда не забуду маму и ее сына-подростка, которым за коммунальные долги отключили свет и перекрыли воду с канализацией. Поскольку они живут в Арбеково, то вынуждены были ходить в туалет в ближайший лес, а за водой - к ближайшей колонке.
- Ужас...
- Заставить коммунальщиков вернуть им блага цивилизации при большом непогашенном долге было не реально, но выход все же нашелся: один из благотворительных фондов обеспечил семейство продуктами, бытовой химией, а сэкономленные на этом деньги пошли на погашение задолженности. Кроме того оказали помощь с трудоустройством сына. И знаете, что нас больше всего поразило? То, что это была обычная благополучная семья. Там не было алкоголиков и наркоманов, мама никогда не бросала ребенка. Просто однажды они оказались в сложной ситуации и им никто не помог.
- В сложной ситуации когда-то оказались и обитатели домов для престарелых. Вы часто навещаете эти учреждения. На что жалуются старички?
- Они редко жалуются, видимо сказывается то, что почти каждый оказался в доме для престарелых при живых родственниках, которые теперь навещают их только в день пенсии. Что может быть хуже? Да и мы не находили серьезных нарушений, хотя некоторые проблемы, конечно, существуют. Например, обитатели пензенского дома ветеранов постоянно сетуют на невкусную еду. В результате проверки выяснилось, что все блюда готовятся строго по нормативам. Но ведь нужно еще и душу вкладывать! Почему нельзя разнообразить меню? Даже в колониях ввели элемент шведского стола: заключенным предлагают блюда на выбор.
Заложники проблем
- А с какими проблемами к вам приходят среднестатистические пензенцы? Активные, работающие и пока не собирающиеся на пенсию?
- Такие, конечно, есть, но самые активные в борьбе за свои и чужие права -пенсионеры. Причем - женщины. Не могу сказать, с чем это связано - с тем, что население региона стареет или с тем, что молодость нынешних пенсионеров пришлась на времена Советского Союза, когда культивировалась активная жизненная позиция.
Что касается жалоб, то традиционно есть нарекания на работу скорой помощи и сельских больниц. Сельчане жалуются на отсутствие в ЦРБ узких специалистов, в том числе хирургов. Для многих деревенских жителей поездка в Пензу накладна, поэтому люди тянут до последнего.
Были случаи, когда скорая долго добиралась до больного и драгоценное время было потеряно. Жаловались сельчане и на то, что врачи скорой помощи оставляли больного в салоне одного, а сами пересаживались в кабину водителя. Сейчас ситуация меняется, закуплены новые автомобили, усовершенствована работа диспетчерской службы. Но многие проблемы все еще остаются нерешенными. В том числе - оснащенность медучреждений оборудованием. В ряде больниц требуется капитальный или косметический ремонт.
- Насколько я знаю, часто за помощью в аппарат уполномоченного обращаются инвалиды.
- Да, таких обращений по-прежнему довольно много. Люди жалуются не только на качество протезов, инвалидных колясок и других приспособлений, призванных улучшить качество жизни. Но и на то, что они не могут их вовремя получить. По закону, представитель компании-поставщика должен привезти средство реабилитации (ту же коляску, трость и т.д.) инвалиду домой. Но некоторые этого не делают, а в ответах на поступающие к ним запросы пишут, что они, дескать, приезжали, но дома в это время никого не было. Когда мы стали разбираться в этой ситуации, оказалось, что обратившийся к нам инвалид с трудом передвигается даже по квартире, поэтому никуда не выходит. И таких случаев много.
- А что вы можете сказать о ЖКХ? Какой вам видится самая большая проблема?
- В коммунальном хозяйстве тоже много проблем. Начиная от необоснованно завышенной стоимости «коммуналки» и заканчивая крупными авариями. Но одной проблеме, зревшей в течение нескольких лет, еще только предстоит дать о себе знать. Это долги города Фонду капитального ремонта многоквартирных домов. По состоянию на 1 июля 2017 года управление ЖКХ Пензы задолжало за капремонт муниципального жилья 58 миллионов 726 тысяч рублей. Одни только пени за просрочку составляют несколько миллионов. А ведь на эти деньги можно было бы сделать что-нибудь полезное. Например - приобрести жилье для очередников.
- Но в этой истории есть еще одна пострадавшая сторона - это жильцы муниципальных квартир, которые захотят их приватизировать. Я правильно понимаю?
- Абсолютно. Несколько человек уже оказались заложниками этой ситуации. Приватизировав жилье, они стали получать квитанции, в которых значился долг за капитальный ремонт. Управление ЖКХ Пензы Фонду капремонта почему-то не перечислило взносы за капремонт.
Кстати, с тех пор, как в России были введены взносы за капитальный ремонт, плата за наем муниципального жилья выросла примерно в 6 раз! Так, до 1 июля 2014 года в Пензе она составляла 1 рубль 31 копейку за квадратный метр площади. А сейчас в некоторых квартирах достигает почти восьми рублей за квадрат.
- Что же делать людям, приватизировавшим такое жилье?
- Мы рекомендуем обращаться в суд. Некоторые это сделали, так что сейчас мы ждем результатов.