Примерное время чтения: 7 минут
1333

Шаляпин ему завидовал. Трагическая история певца Александра Мозжухина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Пенза 24/05/2023
 Супруга Александра Мозжухина, Клеопатра Андреевна Карассарини, сделала немало для того, что память о муже осталась.
Супруга Александра Мозжухина, Клеопатра Андреевна Карассарини, сделала немало для того, что память о муже осталась. Музей братьев Мозжухиных

Пензенец, оперный певец Александр Мозжухин прославил на весь мир русскую оперу, познал ужас немецких лагерей, умер на чужбине, но до самого последнего дня считал себя советским человеком.

В мае 1923 года начался тур Александра Мозжухина по Европе, затем он выступил в Америке, Китае, Японии. По окончании гастролей намеревался вернуться на родину, однако его желание так и не сбылось. Историю знаменитого певца и родного брата актера Ивана Мозжухина рассказывает penza.aif.ru.

Хотел быть скрипачом

В семье Александра Мозжухина высоко ценилось искусство. После окончания в Пензе духовного училища и духовной семинарии в 1900 году он поступил в московское Музыкально-драматическое филармоническое училище, где обучался игре на скрипке. Однако истинное призвание Александра Мозжухина оказалось в другом: его яркий голос заметили преподаватели вокала и предложили обучаться бесплатно. Также он 1,5 года брал уроки у знаменитой певицы, профессора Юлии Вишневецкой. Параллельно с этим пензенец начал свою артистическую деятельность. Дебют будущей звезды оперы состоялся в Большом театре на благотворительном концерте в 1903 году. А в 1904 году Мозжухин выступал в Пензе на сцене Летнего театра. В это же время талантливый юноша был представлен в Музыкальном кружке Керзиных – самом известном на тот момент объединении любителей музыки. Там Александр Мозжухин завёл полезные знакомства. Тогда же он и сделал окончательный выбор дальнейшего творческого пути.

«Поскольку Александр Ильич обучался вокалу бесплатно, и в целом на протяжении всего времени ему помогали совершенно бескорыстно, он решил для себя, что будет выступать не ради коммерции, а для того, чтобы как можно больше людей могли услышать оперу, проникнуться ей. Уже как минимум этим он отличается от того же Фёдора Шаляпина, который любил говорить, что «Даром только птички поют», – рассказала краевед и экскурсовод Ирина Немова.

С Шаляпиным Мозжухина сравнивают неспроста, у них и правда было много общего: оба из крестьянских семей, оба выступали на одних площадках, ими восторгались в России и за её пределами. Вот только Мозжухин был на 5 лет младше, раньше начал выступать, и голос у него был куда сильнее.

«Мозжухин живёт сценой, он играет, словно пиршествует по ней, увлекаясь ролью, переживает с задуманным им образом все его положения, драматические и комические. Всюду во всех ролях тонкая вдумчивость, игра, задуманный образ вырастает и создаёт художественное впечатление благодаря счастливому сочетанию природных средств с тонкостью интуиции и образцовой техникой», – писали музыкальные критики того времени. Если для Фёдора Шаляпина в выступлениях было важно показать возможности своего голоса, то для Мозжухина важно было раскрыть глубину произведения, которое он исполнял.

О высоких вокальных данных Мозжухина красноречиво говорит следующий факт: в одной из опер Вагнера, которая на тот момент шла шесть часов без антракта, у Мозжухина была партия из двух часов чистого пения. Эту партию никто, кроме него, повторить так и не смог.  Эту оперу ставят и сейчас, но уже в усечённом виде, как раз потому, что полная версия вокалистам не под силу. Однако Мозжухин пел не только оперы: он также известен как исполнитель романсов и популяризатор камерной музыки.

Что касается самого Шаляпина, то он, хоть и не говорил прямо, но ревновал к таланту молодого исполнителя. Есть версия, что он даже подсылал к журналистам, пишущим восторженные рецензии выступлений Мозжухина, своего человека, который непрозрачно намекал, мол, не стоит так сильно хвалить. При этом с братом Мозжухина, Иваном, Шаляпин поддерживал дружеские отношения и состоял в переписке. 

В экспозицию музея вошли подлинные документы, предметы, фотографии из жизни и роли братьев Мозжухиных.
В экспозицию музея вошли подлинные документы, предметы, фотографии из жизни и роли братьев Мозжухиных. Фото: Музей братьев Мозжухиных

Эмигрант поневоле

Весь мир узнал о Мозжухине, когда он с 1923 по 1925 год объездил с гастролями Европу (Швецию, Норвегию, Данию, Германию, Бельгию, Францию, Англию, Италию), Америку и Азию. Все концерты прошли с аншлагами. Залы рукоплескали, в его распоряжении были самые лучшие площадки мира, но он не собирался оставаться за рубежом, он считал себя советским человеком и гордился этим. Однако, несмотря на это, после своего мирового турне на родину он не вернулся. 

«Сложно сказать, как так получилось. С одной стороны, непонятно почему, Мозжухин не стал продлевать визу. С другой, на тот момент его брат Иван уже эмигрировал. Учитывая то, какое внимание в то время уделялось тому, какие у того или иного публичного человека родственники, не исключено, что данный факт стал причиной того, что в какой-то момент имя Александра Мозжухина перестали упоминать, словно и не было его никогда. И это при том, что фильмы с участием его брата, например, появлялись в кинопрокате и собирали отличную кассу», – продолжила Ирина Немова.

Нельзя сказать, что Александр Ильич ничего с этим не делал. Он неоднократно подавал документы в консульство, чтобы была возможность выехать на родину. Однако то документы терялись, то возникали другие причины.

«Мы были записаны во все уже уехавшие группы и заявления о своём отказе ехать с ними не делали, поэтому по понятию «справедливости», если его понимать так, как надо его понимать, и особенно нам, советским гражданам, мы имеем все права и преимущества на получение просимых нами виз, – писал Александр Мозжухин в консульство. – Надеемся, что консульство наше поймёт нас как своих товарищей и советских граждан, преданных своей Родине и её правительству во главе с нашим дорогим Вождём Иосифом Виссарионовичем Сталиным».

При этом он продолжал выступать на европейской сцене, обучать начинающих артистов. Кроме того, он создал русскую оперу в Париже. Его труппа исполняла музыкальные шедевры на русском языке и имела большой успех. Так было до тех пор, пока не грянула Вторая мировая война, и Франция не попала под оккупацию. 

Александр Можухин провёл несколько месяцев в немецком концлагере. Его жена вспоминала, что вернулся он оттуда еле живым. Выступать как раньше, он уже не мог. Его последний концерт состоялся в Париже в 1950 году, а осенью того же года он исполнил роль пастора в пьесе Г. Ибсена «Привидения». Игру Мозжухина высоко оценили зрители, европейская пресса выпустила ряд хвалебных рецензий. Однако великому оперному певцу и яркому артисту оставалось жить недолго. 

Он умер 1 июля 1952-го от тяжёлой болезни. По иронии судьбы именно в этом году было принято постановление о том, что советские граждане, находящиеся за рубежом, могут вернуться на родину. Более того, в этом списке Мозжухин с супругой были в числе первых. Александр Ильич не дожил до этого момента совсем немного. 

Имя Мозжухина стало появляться в советской прессе только в 60-х, о его таланте снова заговорили, да так, будто так было всегда, и никто о нём не забывал.

Память о знаменитых братьях жива и по сей день. В 1989 году в селе Кондоль Пензенского район открыт музей имени братьев Мозжухиных в честь 100-летнего юбилея Александра Ильича. В экспозицию музея вошли подлинные документы, предметы, фотографии из жизни и роли братьев.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах