Отличница и просто красавица. А еще одна из сильнейших девушек в мире, которые занимаются тайским боксом.
Это все о 15-летней жительнице Пензы Полине Морозовой. Летом она закончила 9-й класс с красным аттестатом, а в сентябре стала бронзовым призером на первенстве мира по муайтай (тайскому боксу). Она рассказала читателям penza.aif.ru о допинге, поединках с парнями и сломанном носе.
Хотелось золота
Ирина Акишина, penza.aif.ru: Полина, на первенстве мира в Таиланде вы завоевали бронзу. Результатом остались недовольны?
Полина Морозова: Да, мы с тренером надеялись на золото, в крайнем случае на серебро. Но за два дня до поединков у меня поднялась температура до 38 градусов. Было очень плохо, есть не хотелось. Думаю, это произошло из-за смены климата, питания. Вышла на жаропонижающих. Сложно было поднять темп, нанести больше ударов, где-то задавить. Сил не осталось.
К тому же перед первенством, на соревнованиях в России, я повредила нос, у меня был перелом. А в полуфинале в Таиланде я встретилась с фавориткой турнира и пропустила удар опять-таки в нос. Мало приятного.
Уже не хотелось идти в дистанцию, страшно было ещё раз пропустить удар, потому что тогда бы я могла досрочно закончить соревнования. Если бы я переборола себя в тот момент, если бы не травма, я бы взяла первое место, шансы были.
- Российским спортсменам не везде разрешают выступать на международных соревнованиях. Не было опасений, что в Таиланд вы можете не поехать?
- Наша команда выступает уже не первый год на подобных состязаниях, но делает это в нейтральном статусе. У нас нет гимна, флага. Но участники из других государств нормально к нам относятся. Хотя они прекрасно понимают, из какой мы страны: нейтральный статус только у нас и у белорусов. Тайские мастера проводили для участников соревнований тренировки, в том числе индивидуальные. С нами они занимались, как и с остальными.
Если говорить о повседневной жизни, то в Таиланде местные жители оглядывались, когда мы проходили, но это потому что им непривычно видеть людей с европейской внешностью.
- А допинг-пробами вас не мучали?
- Нас предупреждали, что могут взять анализы, что могут относиться к нам предвзято. Но в результате я не знаю того, у кого бы эти пробы брали.
- Один из боёв вы провели с украинской спортсменкой. Этот бой как-то отличался от других?
- Изначально мы с украинской командой договаривались, что не станем жать руки на камеры, потому что их за это наказывают. За ними следят, чтобы они с нами не контактировали. Поэтому был просто поклон. Хотя вне камер в обычной жизни ребята общаются.
Наша команда очень хорошо выступила на тех соревнованиях, мы завоевали 56 золотых медалей. Но первое место в командном зачёте нам не дали из-за нейтрального статуса. Оно досталось Украине, хотя на счету спортсменов из этой страны всего восемь медалей.
Биться до результата
- А как же сами тайцы? Представители страны, где зародился тайский бокс, не смогли выбиться в лидеры?
- Тайский бокс в Таиланде ориентирован не на любительские соревнования, как у нас, а на профессиональные. У них дети выступают с маленького возраста, с 11 лет уже зарабатывают деньги, некоторые ребята кормят семью благодаря профессиональным поединкам. Возможно, поэтому у них и команда на первенстве была маленькая.
Нас возили на профессиональные бои взрослых в Таиланде. Смотреть было интересно. Но на такие поединки выходят без защиты, в этом случае очень высок риск получить травму. В тех боях, которые мы смотрели, даже нокауты были. Условия, в которых мы дерёмся, гораздо безопаснее.
- Но травму можно получить и в боях, которые проводятся у нас. Вам не страшно?
- На первенстве мира это был уже третий случай, когда мне ломали нос. Первый раз это произошло из-за неопытности судьи в ринге, он вовремя не разнял нас с соперницей. Я зацепилась шлемом за канаты, застряла, и мне вертикально в нос зашло колено.
В мае этого года на Кубке Кавказа в полуфинале мы столкнулись с соперницей головами, она была ниже меня ростом и зашла прямо в нос. Но первое место я тогда всё-таки заняла. Один раз у меня был и нокаут: я неудачно упала. Но не думаю, что у меня появится страх выйти на ринг из-за возможности получить травму.
- Родители не говорили: «Дочка, бросай, пойдём лучше в художественную гимнастику»?
- В художественной гимнастике, в игровых видах спорта травм ещё больше, чем в боксе. Родители меня поддерживают. Они как раз и выбрали тайский бокс, уговорили меня прийти на пробную тренировку. Сначала мне ни тренировка, ни тренер не понравились. А потом втянулась, привыкла. Тренер строгий, но мне понятно, как он подаёт информацию.
На первых соревнованиях я дралась с девочкой из Саратовской области, она была тяжелее меня на 10 кг. Я проиграла. Помню, как мне было страшно выходить против неё. Но потом я всё переосмыслила, мне захотелось двигаться дальше. Кому-то досталось золото, а мне лишь серебро. Я тоже хотела побеждать. Мы потом каждые две недели выезжали на межрегиональные старты, была череда соревнований. Тогда у меня сформировался спортивный характер.
- Ваш тренер сказал, что сейчас больших успехов в муайтай достигают девочки, потому что мальчики не такие работоспособные. Вы это чувствуете?
- Про тех парней, которые со мной часто ездят на соревнования, я бы не сказала, что они боятся тяжёлых тренировок, сильных соперников. Но это уже состоявшиеся спортсмены. А если говорить о тех, кто только начинает тренироваться, то девочки на самом деле более характерные, готовы добиваться результата. Мальчикам не нравится испытывать дискомфорт, они стремятся отдохнуть. Они менее мотивированы сейчас.
Избегать провокаций
- С мальчиками приходилось драться?
- У нас в клубе нет девочек моего веса и возраста, поэтому все тренировки у меня проходят с парнями.
- Они жалеют вас?
- Чаще всего, нет. Они помладше меня. Я быстрее выросла, сформировалась и ещё недавно могла с ними всерьёз зарубиться. А сейчас они все подросли, перегнали меня и по весу, и по силе удара. Теперь с ним тяжело конкурировать.
- На Олимпиаде в Париже было несколько скандалов, когда на ринге против девушек выходили соперницы, которые в свое время не смогли пройти гендерный тест. На ваш взгляд, был шанс противостоять таким бойцам?
- У мужчин плотность удара не такая, как у женщин. Кроме того, сильный пол изначально более агрессивен. Поэтому не думаю, что девушки должны были бороться с такими соперниками. Но мне кажется, что здесь большое значение имели эмоции: девушки, когда выходили на бой, знали, какой противник им достался. Думаю, если бы они не знали этого, то провели бы поединок по-другому.
- А вне ринга не приходилось вам драться?
- Нет. Если возникнут такие ситуации, то я буду избегать боя. Спортсмена, который профессионально занимается единоборствами, могут признать виноватым, даже если он не был зачинщиком.
- Это правильно?
- Здесь всё зависит от ситуации. Есть спортсмены, которые часто машут кулаками и считают, что они самые сильные. Это неправильно, такое нужно наказывать. А бывает, что на спортсмена напали, у него сработало что-то подсознательное, и он ударил.
Блицопрос
- Нужна ли злость для того, чтобы победить?
- Когда выходишь на поединок, ты изначально проявляешь уважение к сопернику. Я никогда на него не злюсь. Не могу разозлиться. Иногда, когда проигрываешь, накручиваешь себя, чтобы увеличить темп, нанести больше ударов. Но и тут я злюсь, скорее, на себя, чем на противника. В любом случае все эмоции оставляю на ринге.
- Некоторые спортсмены признаются, что подвергаются настоящему буллингу со стороны тренера из-за диеты. К вам это относится?
- Я за своей диетой слежу сама. Когда не готовлюсь ни к каким соревнованиям, у меня обычное питание. А перед состязаниями я ем больше овощей и белка, меньше сладкого. Исключаю соусы, фрукты с большим количеством сахара. У меня вес сходит легко, за три недели. Но перед боем обязательно ем шоколадку, чтобы настроение поднять.
- Что приносит удачу в бою?
- У меня большая коллекция шорт, но на соревнованиях я выступаю в одних и тех же. Бинты на руки, которые я наматываю, уже все в катышках, я их много раз зашивала, но отказаться от них не могу. Я в них многое пережила: и нокаут, и самые сложные победы.