Год экологии - отличный повод провести в стране генеральную уборку. И она идет полным ходом. Уже ликвидированы сотни свалок, убраны десятки тонн мусора, люди, жившие рядом с несанкционированными полигонами, наконец, дышат чистым воздухом.
Конечно, замечательно, что появились сотни «экологических» героев, взявших в руки лопаты. Но есть люди, для которых любовь к природе и забота об экологии - не перманентное состояние, а образ жизни. В их числе - талантливый педагог, ветеран труда и просто потрясающий человек Лариса Плюснина.
Не перевелись еще альтруисты
Лариса Анатольевна 24 года преподает биологию в обычной средней школе №220 города Заречного и параллельно возглавляет клуб «Юный орнитолог».
Предвижу резонный вопрос: «Ну, учитель. Ну, клуб. Что в этом выдающегося?» Я тоже так думала, пока лично не познакомилась с этим человеком и не прочитала научные работы ее учеников. Да, именно научные! Ребята, которым всего по 12-17 лет всерьез занимаются наукой и дают фору своим взрослым именитым коллегам. Каждый год они ездят в экспедиции и делают удивительные открытия. Это они обнаружили шесть новых видов птиц из восьми, которые никогда раньше не были замечены в нашем регионе. Одна птица - рыжая цапля - будет даже занесена в Красную книгу Пензенской области. Эти дети берут призы на всех Всероссийских научно-практических конференциях, посвященных природе и экологии. А то и вообще собирают все награды. Представители других регионов этому уже не удивляются, говорят, если в конференции участвуют зареченцы, значит, обязательно пара-тройка медалей отправится в Пензенскую область.
О научных работах наших ребят знают не только в местном Росприроднадзоре, но и в ведущих профильных вузах страны. А о Ларисе Плюсниной ходят легенды. Ну, если не легенды, то полные восторга истории. Она и машину водит как Шумахер, и в камышах часами сидит, выбирая подходящий кадр, и чаек со своей ребятней окольцовывает. А еще все деньги от грантов тратит на покупку снаряжения для экспедиций - лодок, палаток, спальников. Всего, без чего нельзя обойтись в научном походе.
В интернете же можно найти массу отзывов ее учеников. И все, так же как этот, фонтанируют эмоциями: «Лариса Анатольевна свободно может преподавать в Сорбонне или Гарварде, она как вспышка сверхновой, как комета стремителен полет ее мысли, как залп системы Град восхитительны и сногшибательны ее действия. Только на ее уроках я узнал кто такие Липтиктидий и Археоптерикс. В общем, если бы я не стал инженером встраиваемых систем, я бы стал биологом. Спасибо, что вкладываетесь в развитие человеческого вида!» О, как: ни много, ни мало - в развитие человеческого вида...
Где зимуют наши чайки?
Если бы в свое время Лариса Плюснина в силу обстоятельств не отказалась от места в аспирантуре МГУ, то вполне возможно, что она действительно читала бы лекции в каком-нибудь престижном зарубежном университете. Впрочем, ей и сейчас периодически предлагают сменить работу. Недавно она вернулась из Москвы, где встречалась с руководством Ломоносовской гимназии.
«Хорошо, конечно, там, но не мое, - констатирует собеседница. - Я привыкла к Заречному, к родной школе и к своим ученикам. Да и не смогу я существовать в сумасшедшем московском ритме».
Действительно, жизнь Ларисы Анатольевны протекает совсем не по столичному ритму. Буквально два дня назад она вернулась из очередной экспедиции. На этот раз ценители отечественной природы ездили на Эльтон.
«Это потрясающее место: мезозойские отложения, окаменевшие моллюски и целебная грязь, - отвечает на мой немой вопрос биолог. - Кстати, одна из последних работ моих ребят связана как раз с эльтонской грязью. Бизнесмены, построившие санатории в этом уникальном месте, вводят в заблуждение отдыхающих: убеждают их в том, что грязь долго не хранится, поэтому увозить ее домой не имеет смысла. Мы с детьми доказали, что это не так. При правильных условиях эльтонская грязь сохраняет свои целебные свойства в течение года».
Заниматься научными разработками школьникам непросто. И дело не в том, что они юны и не опытны. А в том, что в Пензе и Заречном нет лабораторного оборудования, на котором можно было бы провести необходимые исследования, а так же отсутствуют нужные методики и реактивы. Представляете, какого уровня достигли детские работы! Грязь, например, исследовали сразу в трех лабораториях (каждая делала только те анализы, которые могла).
«Заниматься наукой становится все сложнее, но нас это не останавливает, - констатирует Лариса Анатольевна. - Да и как можно остановиться, если у детей глаза горят? В 2010 году в Пензу приезжал польский академик-орнитолог Гжегош Неубауэр. Мои дети выезжали вместе с ним в Кузнецкий район на Селитбенское озеро, где обитают большие белоголовые чайки. Ребята наблюдали, как у птенцов берется кровь на генетический анализ и изучали места гнездования. А потом из Польши нам прислали кольца, которые мы надевали на лапки птенчиков. Каждое кольцо имеет свой номер, который виден в оптические приборы. Так вот, пензенские чайки семь раз «засветились» в разных частях света. Таким образом были установлены места их зимовок и маршрут миграций - Израиль, Бахрейн, Польша (на пролете). С этой научной работой Александра Плюснина (дочка Ларисы Плюсниной, прим. ред) заняла второе место в России».
Здоровое любопытство
Впрочем, воспитанники клуба «Юный орнитолог» занимаются не только изучением природы: здоровое любопытство подталкивает их к исследованию даже продуктов питания. Так, Кирилл Галичкин разложил на составляющие колбасу и сосиски под маркой «Докторские», купленные в местных торговых сетях. Проведя серию химических анализов, школьник пришел к удручающим выводам: в сосисках и колбасе - щелочная среда. Это значит, что в них присутствует свободный аммиак, вызывающий серьезные заболевания желудочно-кишечного тракта. Кроме того, содержание соли в сосисках превышало норму в два раза, что крайне опасно для людей с больными почками. Но самое страшное даже не это. В исследуемых образцах отсутствовало... мясо. Зато был нитрит натрия.
А совсем недавно в финал серьезного общероссийского конкурса вышла еще одна талантливая воспитанница Ларисы Плюсниной - пятиклассница Лена Аброськина. Ее научная работа называется «Биологические ошибки в произведениях детской литературы».
«Она перечитала десятки, если не сотни, произведений и нашла в них фактические ошибки биологического содержания, - рассказывает моя собеседница. - Например: «Чудо-юдо – рыба-кит». На самом деле кит - это млекопитающее, а не рыба. Не соответствуют действительности и картинки с изображением ежика. Везде он почему-то везет на спине грибы или яблоки. В реальности же к ежиным иглам ничего не прикрепляется и еж не питается ни грибами, ни яблоками. Удивительно, но эти детские картинки намертво врезаются в память и, повзрослев, люди по-прежнему считают, что ежи обожают грибы и с удовольствием таскают их на своих спинах. В этом мы убедились, проведя опрос среди взрослых. И пришли в ужас».
Что и говорить, если бы все учителя так любили свой предмет и детей, то российская наука не знала бы равных. Но сама Лариса Плюснина считает, что успехами своих учеников она обязана руководству школы, которое во всем ее поддерживает и создает условия для развития ребятишек.