15 февраля в редакции «АиФ-Пенза» прошла прямая линия с министром образования Пензенской области Александром Воронковым. В течение часа он отвечал на вопросы родителей школьников.
Экзамен для родителей
- Александр Геннадьевич, 7 февраля папы и мамы пензенских выпускников присоединились к акции «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» и написали тест по русскому языку. Вы тоже были среди тех, кто решил проверить свои знания. Каковы ощущения?
- ЕГЭ пензенские школьники сдают уже 15 лет, однако до сих пор многие относятся к этому процессу несколько негативно. Мне важно было показать, что ничего страшного в экзамене нет, нет моментов, которые могут настроить на отрицательную волну. Конечно, есть волнение, но оно характерно для любого испытания, будь то экзамен или контрольная работа, когда ребенок должен показать свои знания, а педагог – их объективно оценить. Все задания теста были мне понятны, хотя я окончил школу 28 лет назад. Когда я их читал, понимал, что одни могу выполнить сразу же, а над другими надо думать. Некоторое затруднение вызвало задание повышенного уровня сложности, но оно рассчитано на тех, кто принял решение поступать в вуз, где необходимо знание русского языка и литературы. Но, если б я окончил школу совсем недавно, считаю, не было бы никаких проблем. Если все 10 лет действительно учиться, а не просто прийти на экзамен, положительный результат будет. Эксперимент показал родителям школьников, что в ЕГЭ ничего страшного нет, не нужно волноваться самим и провоцировать детей на волнение.
- Вы не согласны с теми, кто считает, что ЕГЭ мешает ученику свободно мыслить?
- Знаете, в последние годы ЕГЭ претерпел значительные изменения с учетом всех нареканий. Раньше были тестовые задания, где нужно конкретно ответить на вопрос, выбрав один из предложенных вариантов, что превращало экзамен в лотерею. Теперь экзаменуемый должен обосновать свой выбор, основываясь на собственных знаниях. В творческой части нужно использовать авторский текст, но излагать свою точку зрения. Выпускник обязан понимать, что хотел сказать нам автор или лирический герой произведения. Это основная компетенция выпускника – понимать, что от него требуется при выполнении задания.
- Сейчас практически все выпускники, готовясь к экзаменам, занимаются с репетиторами. Раньше этот процесс повальным не был. Что происходит – у нас слишком сложные программы, ленивые дети или неумелые учителя, которые не могут доходчиво объяснять материал?
- Мне кажется, что репетиторство сегодня не столько реалия жизни, сколько дань моде. Родители с удовольствием рассказывают друг другу, сколько у его ребенка репетиторов и по каким предметам. Я уверен, что если ребенок систематически, с первого класса, честно и ответственно подходил к учебе, то сдать ЕГЭ для него не составит труда. Это очень важно, чтобы знания были систематизированы. Согласитесь, что за два года обучения в старших классах наверстать всю программу, пройденную за 9-11 лет, невозможно. А отсюда и репетиторы, которые «натаскивают» детей. Есть дети, которым необходимы дополнительные занятия в силу особенностей их восприятия, но это другой вопрос и другая проблема.
Опасные игры
- Общественность обсуждает новую смертельно опасную подростковую моду – игру «Беги или умри», которая заключается в том, чтобы перебежать дорогу на максимально коротком расстоянии перед движущейся машиной. Что мы, взрослые, можем этому противопоставить?
- Меры активно предпринимаются – губернатор, прокуратура, педагоги, родители озабочены тем, что в интернет-сетях появились целые группы, склоняющие подростков к суициду. Где есть организаторы, тонкие психологи, работающие над тем, чтобы заставить подростков задуматься о самоубийстве. Мы эти сайты блокируем через Роскомнадзор, но, к сожалению, полный контроль интернета невозможен. Да и вообще это не выход. В первую очередь, родителям очень важно знать, чем живут их дети, с кем общаются, в каком они настроении. Сейчас большинство классных руководителей являются участниками социальных групп, чтобы общаться с детьми на их языке и в случае необходимости предпринимать срочные меры. Важно увлечь ребенка позитивом, показать, что ты его понимаешь. Но проблема в том, что многих родителей самих нужно учить тому, как общаться с детьми.
- Может, стоит больше следить за тем, чем занят ребенок в свободное от уроков время? В своих выступлениях министр образования РФ Ольга Васильева не раз говорила о том, что в 2017 году будет уделено немалое внимание дополнительному образованию, особенно – программам технической и естественнонаучной направленности.
- В Пензенской области около 500 работает объединений технической направленности, где занимаются более семи тысяч детей – конструированием, моделированием, робототехникой, радиоспортом, информационными технологиями. Всего в регионе работает 155 программ по техническому творчеству. В марте пройдет областной технофестиваль «Твори, выдумывай, пробуй!», который включает в себя областные соревнования учащихся по робототехнике, авиа-, авто- и судомодельному спорту, а также выставку технического творчества учащихся. Конечно, мы продолжим реализацию проекта по робототехнике – более шести с половиной миллионов рублей заложено в областном бюджете на приобретение новых комплектов и участие наших команд во всероссийских соревнованиях. В 2017 году в Пензе будет создан детский технопарк «Кванториум», который объединит талантливых ребят по шести инновационным направлениям: робототехника, промышленный дизайн, био, нано, IT и Hitech направлениям. В апреле начнутся ремонтные работы в помещениях технопарка, а торжественное открытие запланировано на 1 сентября. Работать «Кванториум» будет на базе технопарка «Рамеев».
Что день грядущий нам готовит
- Какие новшества при сдаче ЕГЭ и ОГЭ ожидают выпускников 2017 года?
- Уйдет тестовая часть из заданий ЕГЭ по физике, химии и биологии. Выпускники прошлых лет будут сдавать ЕГЭ только в досрочный период и в резервные дни. Также будет увеличено количество пунктов проведения ЕГЭ, оснащенных новой технологией печати КИМов и сканирования бланков ответов в аудитории. Их будет 8. Раньше таких пунктов было лишь два - в лицее № 55 г.Пензы и Губернском лицее для одаренных детей.
- Говорят, что в Пензенской области намерены отменить вторую смену. Когда это будет сделано?
- Сейчас в Пензенской области во вторую смену обучается 4% учеников, это порядка 5 тыс. детей. Для решения этой проблемы принята государственная программа Пензенской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области». В основном, решить проблему с упразднением второй смены планируется за счет открытия новых школ. В 2016 году было завершено строительство школы в городе Спутник, 1 сентября она примет 1100 учеников. Это позволит существенно разгрузить школы Терновки - и прежде всего, 69 школу. В этом году продолжается строительство школ в селе Средняя Елюзань Городищенского района и в Кузнецке. Планируется строительство школ в Верхнем Ломове и в Пензе, в микрорайоне Шуист. В областном центре также продолжается строительство новой школы на улице Шевченко.
- А будут ли вводить в пензенских школах пятидневку?
- Правила перехода на пятидневную учебную неделю может принять только само образовательное учреждение. Я лично эту идею поддерживаю. В идеале субботу нужно отвести под развитие творчества детей, под занятия спортом, под курсы подготовки к поступлению в вуз. Но какое примет решение конкретная школа, зависит от нагрузки на педагогов и учеников. Решение о пятидневке принято, к примеру, в большинстве школ Никольского района области, есть опыт в пензенских школах, начальная школа в большинстве своем на пятидневке. Этот вопрос родительской общественности нужно обсуждать с педагогами и администрацией школы, где учатся ваши дети. Ни министр, ни начальник управления образования по закону не имеет права определять нагрузку для образовательной организации.