Примерное время чтения: 7 минут
860

Сура судоходная. Будет ли в Пензе яхт-клуб

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. «АиФ-Пенза» 20/07/2016

Куда уплыли корабли нашей памяти, корреспонденту «АиФ-Пенза» рассказывает капитан второго ранга, экс-начальник управления ГИМС ГУ МЧС России по Пензенской области Петр Воронин.

Из водного – в сухопутный

- Петр Алексеевич, правда ли, что в Пензе в советские годы существовал молодежный яхт-клуб?

- Он числился при пензенском ДОСААФ – добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту – и назывался «Клуб юных моряков». Там занимались дети – с первого по одиннадцатый классы. Учились навигации, гребле, ходили под парусом. И не платили за это, кстати, ни копейки – все расходы клуба брало на себя государство.

Потом – перестройка, развал СССР. Государственного финансирования не стало. Клуб кое-как пережил девяностые, а потом, когда его включили в систему дополнительного образования, сменил название на «Детский морской центр» и начал понемногу разваливаться. Денег не было – инструкторы получали зарплату в две-три тысячи рублей, как нянечки в детском саду. Смены не было. Оборудование – и в первую очередь, конечно же, лодки – постепенно устаревало и приходило в негодность. Но несмотря на это, воспитанники клуба постоянно занимали первые места в соревнованиях всероссийского масштаба.

Потом началась так горячо любимая нашими чиновниками оптимизация. Центр отдали станции юных техников N1. Из водного он превратился в сухопутный, сосредоточился на авиамоделировании и гребле на каноэ и байдарках.

Петр Воронин: детский яхт-клуб - предприятие некоммерческое.
Петр Воронин: Детский яхт-клуб - предприятие некоммерческое. Фото: АиФ/ Николай Козин

- Что с клубом сейчас?

Сегодня клуб по-прежнему существует. И я не могу сказать, что он не пользуется популярностью – дети приходят, им это интересно. Из инструкторов остались только трое, кто умеет ходить под парусами и на веслах. Лодок осталось всего две – один шестивесельный ял и четырехместный маленький фофан. Хотелось бы, конечно, закупить новые, но все опять упирается в деньги – тот же «Ял-6» сегодня стоит порядка ста тысяч.

Есть и другая проблема - нет рекламы. Про нас не говорят, про нас не пишут – хотя мы есть, мы существуем, мы готовы, как и раньше, совершенно бесплатно принять любого ребенка. Информация о клубе передается при помощи сарафанного радио – а это, согласитесь, не очень хорошо.

Ни «да», ни «нет»

- Власть сегодня все чаще полагается на бизнес. Как вы считаете, может ли, хотя бы в теории, найтись предприниматель, который возьмет клуб под свою опеку?

- Более того – уже нашелся. И не один. Недавно на связь со мной вышла группа инициативных людей. Все в прошлом офицеры Военно-морского флота, ныне – успешные предприниматели. Они готовы возродить в Пензе яхт-клуб – на свои деньги закупить ялы, нанять инструкторов. Все, что им нужно – взять в аренду участок земли на Сурском водохранилище, который принадлежит пензенскому ДОСААФ.

Мы направили руководству ДОСААФ несколько писем, но четкого ответа так и не получили. Нам не говорят ни «да», ни «нет». Длится это уже третий месяц. Когда и чем закончится – неизвестно.

- В последнее время со страниц газет, с экранов телевизоров все чаще звучит вопрос «а зачем на это?» Зачем нам какие-то молодежные клубы, зачем нам лодки, паруса? Позвольте переадресовать этот вопрос вам – зачем это нужно?

- Вы же никогда на веслах не ходили? Значит, не знаете, каково это. Представьте – садится в ял экипаж, шесть человек и рулевой. Сплавляются по реке. Работают все вместе – каждый чувствует поддержку товарища, опору, плечо, слаженность. Учатся быть ответственными, учатся работать в команде. Становятся крепче и телом, и духом. Мне кажется, это как раз то, чего не хватает современному обществу.

Если мыслить более глобально, то такие клубы – это отличное подспорье для флота. Ярчайший тому пример – наш, советский Клуб юных моряков, который дал стране множество достойных офицеров ВМФ. Ведь если человек ни разу в жизни под парусом не ходил, не знает, каково это, какие рождает чувства – ему и в голову не придет связать свою жизнь с кораблями и дальними плаваньями.

- Но предприниматели, как известно, смотрят в первую очередь на окупаемость вложений. Молодежный яхт-клуб способен себя окупить?

- Нет. Если этим заниматься, как полагается – не брать денег с детей, не участвовать в коммерческих предприятиях, полностью сосредоточиться на воспитании и обучении – прибыль клуб приносить не будет. В этом-то сегодня и проблема.

Проблемы ближайшего времени

- Сегодня все чаще звучат разговоры о том, что в рамках реконструкции пензенской набережной было бы неплохо вновь пустить по Суре речные трамвайчики. Что вы можете сказать об этой инициативе?

- Начнем с того, что старые трамвайчики убрали не только из-за того, что они отработали положенный срок. Дело там было не только в ремонте. В 2012 году был принят новый закон о регистрации маломерных судов. Согласно ему, если судно использовалось для некоммерческой деятельности – ну вот есть у вас, скажем, лодка, и вы на ней катаетесь – то его достаточно зарегистрировать в ГИМС. А вот если вы с этой лодки получаете деньги, то регистрировать его нужно в Речном регистре. Наши трамвайчики, соответственно, попадали под второй случай.

В Пензе Речного регистра нет. Ближайший город, где он есть – Саратов. Соответственно, трамвайчики нужно было перегнать туда. И потом гонять каждые пять лет на техосмотр. Собственно, и то, и другое сделать было практически невозможно.

И сегодня – если мы хотим снова пустить по Суре трамвайчики, их опять-таки придется регистрировать. Можно, конечно, пригласить специалистов из того же Саратова сюда, в Пензу, но это потребует дополнительных затрат.

- Еще одна проблема последних лет – отсутствие в Пензе благоустроенных пляжей.

- С пляжами каждый год повторяется одно и то же – в бюджете денег на благоустройство нет, а бизнес участки не берет. А почему не берет? Потому что даются они всего на год. Ну, вот представьте – вы взялись за благоустройство пляжа. Арендовали участок, поставили там вышку спасателя, аттракционы, воду почистили. А через год у вас этот участок забирают. И для того, чтобы снова взять его в аренду, вам снова нужно тратить время, силы, нервы, собирать подписи и документы. А если вдруг что-то не получится, на благоустроенный вами участок придет другой бизнесмен и будет пожинать поды вашего труда. Кому это нужно? Если бы пляжи отдавали в долгосрочную аренду, я уверен, дело бы обстояло совершенно иначе.

Досье
Петр Воронин. Родился в Севастополе в 1959 году. В 1977 году окончил высшее военно-морское училище имени Нахимова. Капитан второго ранга запаса. С 2006 по 2015 год являлся начальником управления ГИМС ГУ МЧС России по Пензенской области.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах