Примерное время чтения: 5 минут
257

Строил ли Иван Грозный Пензу? Сколько на самом деле лет городу на Суре

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Пенза 29/11/2023 Сюжет Пензенская область. История в документах и судьбах
Макет города-крепости Пенза в Пензенском краеведческом музее.
Макет города-крепости Пенза в Пензенском краеведческом музее. / Денис Едунов / АиФ

Самый древний документ о нашем городе хранится в Российском государственном архиве древних актов: «171-го майя в 3 день. По памяти и с приказу Большого дворца за приписью дьяка Дениса Савлукова и по помете на той же памяти дьяка Богдана Орефьева велено дать в посылку, что послать за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрьем Котранским, где ему велено город строить, послать сто шпаг. Память о том в Ствольном приказе. В приказ Большого дворца в посылку Юрью Котранскому подьячий Кирюшко Бишов взял сто шпаг с ножны».

Строки хорошо известны и много раз цитированы. Но именно из-за них уже на протяжении нескольких столетий разгорается спор. «Пенза гораздо старше, чем указывается», «Пенза – не русский  город», – утверждают и сейчас в соцсетях читатели «АиФ»-Пенза». На вопросы о возрасте города на Суре отвечает доктор исторических наук, председатель Союза краеведов России Владимир Первушкин.

Разве до того, как русские под руководством Юрия Ермолаевича Котранского пришли на берег Суры, здесь не жили люди?

«Конечно, жили. Ещё со времён неолита. Об этом свидетельствуют раскопки Барковского поселения. Раскапывала его в 1920-х годах известный пензенский краевед Нонна Ивановна Спрыгина, – подтверждает Владимир Первушкин. – Но речь шла именно о стоянке, временном поселении, а не о городе».

Но и в более поздние времена на территории современной Пензы жили люди, об этом свидетельствуют Пензенский и Кривозерьевский могильники мордвы, которые до наших дней не сохранились. Строящийся город их и уничтожил.

Именно на пензенской земле зародился этнос мордвы-мокши. Их поселения отслеживаются со II–III веков нашей эры. Об этом рассказывают Селиксенский, Усть-Узинский и Ражкинский древние мордовские могильники. Именно здесь происходил, как говорят учёные, этногенез этого народа, а по-простому – его рождение. Под Золотаревкой было найдено поселение, относящееся  к раннему средневековью. Но оно было разгромлено, на его месте никто не жил многие столетия. А набеги кочевников  продолжались, они передвигались по «степным языкам» – участкам степей, входящим далеко в лесную зону. Например, междуречье Суры и Мокши».

И чем же Пенза отличалась от мордовских поселений или Золотаревского городища? И там, и там жили люди.

«Идея основания города-крепости именно на этом месте обусловлена заботой о безопасности государства. Там, где река Пенза впадала в Суру, находился перекрёсток дорог из Заволжья и Нижней Волги. Большая дорога (другие её названия: Московская, Ногайская, Посольская, Астраханская, Саратовская) проходила с низовьев Волги, вдоль степного левого берега р. Узы, через старое устье реки Пензы, она связывала Москву с Астраханью. Вторая дорога проходила от Жигулёвской луки (места старинного брода через Волгу) двумя параллельными ветками по правому и левому берегам Суры. По левобережью ездили в Симбирск (ныне Ульяновск), поэтому иногда эту дорогу называли «Большой Симбирской».

Правобережный маршрут вёл в Казань. Пенза была построена не стихийно, она возникла и как русская крепость для защиты юго-восточных границ Московского государства. Её строили «деловцы» по чёткому плану, как бы сейчас сказали, присланному из центра, т. е. из Москвы. Известен и автор проекта крепости –

Осип Иванович Зумеровский. Она входила в систему засечных черт – уникального тысячекилометрового оборонительного сооружения. Оно сравнимо с Великой китайской стеной.

О том, что Пенза может быть древнее, писали в 1866 году в статье Пензенских епархиальных ведомостей. Тогда была озвучена идея: мол, город появился ещё во времена Ивана Грозного. Одна из легенд гласила: когда он с Курбским шёл завоёвывать Казань, то оставлял острожки.

«Но такой задачи никто не ставил, документов, подтверждающих эту версию нет, – обращает внимание Владимир Первушкин. –  Хотя понятно, откуда она появилась. У церкви было желание доказать, что иконы, находящиеся в пензенских храмах, более древние».

В мемуарах Вигеля указано, что Пенза существовала ещё до Котранского. Почему это не считается доказательством?

«На берегу речки Пензы, близ втока её в Суру, стояло самое большое из новых селений. По негостеприимному, неуживчивому, бранчивому нраву его жителей, обрусевших татар, или отатарившихся русских, дано ему было название Облай-Слобода. В 1666 году (апокалиптическое число) царю Алексею Михайловичу угодно было возвести его в звание города и дать ему другое имя по реке, на которой оно было построено» – это отрывки из мемуаров Филиппа Вигеля, знакомого Александра Пушкина, члена Арзамасского кружка. Его «Записки» были широко известны в XIX веке, ими зачитывались, о них спорили. В них не случайно были строки, посвящённые городу на Суре: отец Филиппа Вигеля был первым пензенским гражданским губернатором.

Именно на мемуарах Вигеля основывались те, кто утверждал: Пенза родилась раньше. И населяли её не русские, а, скоро всего, татары.

«Мемуары Вигеля даже в XIX веке, когда они были написаны, считали крайне субъективными. Но дело даже не во мнениях. Документов того времени, подтверждающих, что Пенза, как город, появилась раньше 1663 года, не обнаружено. Желание удревнить возраст города понятно, но оно должно быть подтверждено документально. Поэтому Пензе 360 лет», – подводит итог Владимир Первушкин.

 
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах