Примерное время чтения: 8 минут
534

Шефство на новый лад. Адресная помощь детям-сиротам в Пензе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. «АиФ-Пенза» 01/03/2017
Многим взрослая жизнь приносит не только большие возможности, но и большие проблемы.
Многим взрослая жизнь приносит не только большие возможности, но и большие проблемы. / Валерий Христофоров / АиФ

По инициативе министерства образования Пензенской области в январе этого года была создана организация, получившая название «Координационный центр по организации сопровождения лиц из числа детей-сирот, испытывающих трудности в социальной адаптации».

О том, с какими трудностями сталкиваются дети-сироты и как им помочь, корреспонденту «АиФ-Пенза» рассказал специалист координационного центра, социальный педагог Спасского детского дома Евгения Данилина.

Досье
Евгения Данилина. Родилась в городе Пенза. Закончила Пензенский государственный университет. С 1999 года работала в детском доме № 3 г. Пензы. В настоящее время работает социальным педагогом в Спасском детском доме и выполняет функции специалиста Координационного центра по организации сопровождения лиц из числа детей-сирот, испытывающих трудности в социальной адаптации.

Чужих детей не бывает

- Евгения Петровна, с кем Вы работаете как специалист координационного центра?

- Это молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, но, не смотря на то, что по закону они достигли совершеннолетия и полной дееспособности мы продолжаем называть их «детьми».

Первоначально центр планировали назвать координационным центром постинтернатного сопровождения, но в процессе создания столкнулись с тем, что в помощи нуждаются не только выпускники организаций для детей-сирот, но и молодые люди, ранее находившиеся под попечительством.

Недавно обратилась девушка - она сирота, но никогда не жила в детском доме, воспитывалась в приемной семье. Когда ей исполнилось 18 лет, приемные родители отпустили ее во взрослую жизнь. А взрослая жизнь – это почти всегда проблемы с жильем, с работой, да и просто бытовые трудности. Конечно мы не оставим ее один на один с этими трудностями, получается - она тоже «наш ребенок».

Так у центра произошло своего рода расширение полномочий, а в названии постинтернатное сопровождение трансформировалось в сопровождение лиц из числа детей-сирот, испытывающих трудности в социальной адаптации.

- Можно ли хотя бы примерно сказать, сколько таких «детей» сегодня нуждается в помощи?

- На сегодня в списке 114 человек, из них 102 выпускника Спасского детского дома и Неверкинской школы-интерната, еще 12 ребят из Нижнеломовского детского дома-интерната. Но эти цифры, как вы понимаете, примерные. Не у всех выпускников детских домов и школ интернатов, как и у «детей», которых воспитывали попечители, возникают большие трудности при переходе во взрослую жизнь. Некоторые получают профессию, жилье, обзаводятся семьями и вполне успешно адаптируются во взрослой жизни.

Мы не ставим перед собой цель навязать помощь всем. Наша задача, знать, как складывается жизнь у каждого из этих ребят, и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Еще для нас важно, чтобы каждый молодой человек, из числа детей-сирот, знал, куда и к кому он может обратиться, где его выслушают, не осудят, а окажут помощь. С этой же целью мы создали группу «Отклик: ты не один» в социальной сети «Одноклассники».

Противоположности

- А в детских домах какая-то система подготовки к самостоятельной жизни и социальной адаптации существует? Детей учат ухаживать за собой, правильно распределять деньги, налаживать социальные связи?

- Все это, безусловно, есть. Я много лет работала в детском доме № 3, у нас проводились уроки кулинарии и занятия по домоводству, девочки готовили, шили и учились вести домашнее хозяйство, мальчики плотничали и осваивали другие бытовые навыки.

Мы ходили с детьми в магазин, на практике учили их разумно планировать бюджет, объясняли, например, как нужно покупать продукты, чтобы их хватило на долгое время. И эта работа дает хороший результат. На моей памяти есть много примеров, когда выпускники, покинув детский дом, вполне успешно устроились в жизни. Нашли работу, обзавелись семьями. Сейчас у них все хорошо.

Но, к сожалению, приходилось сталкиваться и с обратной ситуацией, когда в ребенка вроде бы вложено все, что только можно, а он, вступив во взрослую жизнь, пускается «во все тяжкие». Как правило, это связано с влиянием наследственности и негативного социального опыта, приобретенного в кровной неблагополучной семье, который перевешивает все воспитательные мероприятия. Таких детей очень трудно перевоспитать, социализировать и вернуть «на истинный путь».

Вот недавний пример. В одном из районов есть два молодых человека, один уже закончил колледж, другой вот-вот должен закончить. Ребята обеспечены жильем, им предлагают идти работать, за ними постоянно присматривают. Казалось бы – живи и радуйся, строй свое будущее. Но нет – получив профессию, работать они не хотят, на контакт со специалистами не идут.

- Может быть, в таком случае, стоит предоставить их самим себе? Стоит ли помогать тем, кто не желает никакой помощи?

- Вопрос сложный. С одной стороны – силы и время, которые мы тратим на них, могли бы потратить на тех, кто нуждается в помощи и готов ее принять. С другой - они все равно брошенные дети, уже сполна хлебнувшие горя в жизни. Ситуация непростая, но будем искать подход и к ним.

Больше соблазнов

- Сами дети сегодня изменились?

- Изменились. Не могу сказать, что все, но многие. Раньше были как-то ответственнее, понимали, что такое деньги, и каким трудом они достаются. Поэтому не отказывались ни от какой работы – хоть столяром, хоть плотником, хоть поваром. Сейчас все больше капризничают. Если специальность не слишком прибыльная или не престижная – могут и отказаться, не пойти работать.

- С чем, на ваш взгляд, связаны эти перемены?

- Во-первых, с тем, что когда без родителей остаются маленькие дети, их, как правило, берут под опеку. В детский дом попадают сложные дети подросткового возраста. У них уже сформировано мышление, мировоззрение, отношение к жизни. И если к пятнадцати годам ребенку никто не привил нужных ориентиров и ценностей, педагогам сделать это уже сложно.

Во-вторых, сейчас просто мир изменился. Стало больше соблазнов – модные вещи, электроника, вкусная еда, развлечения. А дети на это падки, им хочется всего и сразу. А понимание того, что для безбедной жизни нужно много и усердно трудиться, пока отсутствует.

- Как дети оказываются в детских домах? Какая основная причина?

- Причина, в общем-то, одна и та же на протяжении вот уже многих лет – образ жизни родителей: пьянство, наркотики, бродяжничество. Родителям не до ребенка – так он и оказывается в детском доме. К счастью, очень мало детей, которые становятся сиротами в результате какой-то трагедии, рокового стечения обстоятельств – скажем, мама с папой погибли в аварии, а других родственников нет.

Разлучают ребенка с родителями в крайних случаях. Родителям всегда дают шанс исправиться, изменить свою жизнь. К сожалению, этим шансом не все пользуются. Некоторые вообще не замечают, что в их жизни что-то изменилось – как пили, так и продолжают пить.

Еще бывают случаи, когда со сложным подростком не справляются попечители. То есть, семья берет ребенка под опеку, а потом он попадает в детдом. Конечно, для ребенка это большой стресс, он замыкается, становится озлобленный на весь мир.

К счастью, такие случаи редки и за последние годы их количество сократилось в два раза.

- Система постинтернатного сопровождения в нашем регионе будет развиваться дальше?

- Безусловно. Сейчас у нас скорее диспетчерские функции – мы находим детей, связываемся с ними, узнаем, в чем они нуждаются и передаем информацию в компетентные органы. Начата большая работа, в результате которой специалисты по постинтернатному сопровождению появятся в каждом районе области. Но на это, разумеется, понадобится время.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах