О том, по какому пути будет развиваться областной центр, об эффективной застройке и проблеме частных интересов рассказывает главный архитектор города Зуфар Зиятдинов.
Архитектура + экономика
- У Пензы есть определенная историческая, временная глубина, и это, на мой взгляд, очень хорошо. С другой стороны – городу действительно не хватает упорядоченности. Не хватает структуры и плана, в котором учитывались бы особенности развития всех градостроительных единиц – от конкретного здания и до целого микрорайона.
- То есть, нас ждет глобальная перестройка?
- Именно так. Нас ждет глобальная перестройка. Но не в том смысле, что мы все сломаем и на руинах выстроим новый город. Речь идет скорее о дальнейшем развитии, в ходе которого и уже существующие здания, кварталы, районы будут постепенно меняться. Я скажу даже больше того – перестройка уже началась.
Что вы имеете в виду?
- Я говорю о формировании пензенской агломерации – то есть, скопления населенных пунктов, расширения городских границ, если угодно. Смотрите сами – за последние десять лет, в 2006 по 2016 год в Пензе почти вдвое увеличилось количество автомобилей. Было где-то 160 на тысячу населения, а стало более 300. Появились новые скоростные маршрутные такси, новые модели автобусов, изменилась дорожная сеть. Люди стали быстрее передвигаться – а значит, исчезла проблема расстояний. И многие горожане сейчас – примерно шесть-восемь процентов, это достаточно большое число – предпочитают брать жилье не в самой Пензе, а в прилегающих селах. Шемышейка, Веселовка, Куриловка, Богословка, Мастиновка – там уже появились целые улицы, населенные исключительно переселенцами из областного центра. А в планах у нас, например, закладка нового микрорайона, который свяжет Засечное и город «Спутник». Идет непрерывная застройка, город постепенно разрастается. Поэтому в будущем мы получим такую картину – то, что уже существует, в основе своей останется без глобальных изменений. А вот развитие прилегающих территорий уже будет вестись по новым правилам – с учетом эффективности застройки, формирования силуэта и всего остального, о чем я говорил выше.
- Зачем это нужно?
- Многие упускают из виду вот такой момент – градостроительство способно напрямую влиять на экономику. Если мы с вами сейчас возьмем карту города и обведем на ней все участки, где стоят дома выше пяти этажей, мы получим план, состоящий из неровных пятен – там пятно, здесь пятно, все разных форм и размеров. Компактности нет. А если нет компактности, то город работает неэффективно – увеличивается протяженность дорог, протяженность – а значит, и стоимость – инженерных коммуникаций.
Проблема частных интересов
- Почему этими принципами не руководствовались раньше?
- Не все у нас сегодня понимают важность такого подхода. Для этого нужно видеть город в целом, а у нас пока больше распространено видение структурное, дискретное. Ну и кроме того существует проблема с инвесторами – они, как правило, стараются строить объекты там, где дешевле. Все остальное – вопросы развития участка, на котором стоит объект, обустройства инфраструктуры – инвестор отводит на второй план.
- Существуют ли какие-то регуляторы этого процесса?
- Они, безусловно, существуют – как на местном, так и на федеральном уровне. Но проблемы все равно остаются. Например, многие говорят, что у нас нет градостроительной политики – а из-за этого и получается весь тот хаос, который мы сегодня наблюдаем. Но политика есть – просто ведется она в интересах наиболее крупных и богатых застройщиков. Реализуются их представления о развитии города – и хотя общественный интерес должен быть выше частного, соблюдается это правило не всегда.
- Как решить проблему частных интересов?
- Это должно начинаться с федерального уровня. У нас ведь сейчас сложилась очень непростая ситуация. Старая, советских времен еще, законодательная система разрушена. А новая только-только начинает формироваться. Градостроительный кодекс был принять только в 2004 году, и почти каждый год в него вносятся изменения. Так что я не могу сказать, как скоро и каким именно образом решится проблема крупных застройщиков, но то, что работа в этом направлении ведется – факт.
На земле и под землей
- Чего сегодня не хватает городу? Каких сооружений – жилых, религиозных, учебных, промышленных?
- Я не могу сказать, что городу не хватает каких-то конкретных строений. Городу скорее не хватает нового подхода к формированию среды. У нас пока что получается среда не для людей, а для автомобилей. Они же требуют колоссального пространства – если высчитать общую площадь всех стоянок, всех дорог, то мы получим, что на один автомобиль у нас приходится участок в 250 квадратных метров. А на одного человека, по данным Управления статистики – всего 25. В десять раз меньше.
- Но мы ведь не сократим количество автомобилей на улицах. И не заставим жителей отказаться от их покупки.
- Конечно. Но мы можем осваивать новые уровни. Например, очень эффективным решением проблемы мне видится строительство подземных, либо многоуровневых паркингов. Это, конечно, дорого, но тем не менее в новых районах это уже понемногу начинает делаться.
- А как же паркинг на пересечении улиц Кураева и Бакунина? Он не пользуется большой популярностью.
- А это уже другая проблема – проблема менталитета. Человеку проще бросить машину где-нибудь на газоне, чем заплатить за стоянку десять-двадцать рублей. Да еще и кризис, лишних денег ни у кого нет. Можно, конечно, вводить какие-то искусственные ограничения – штрафы, запрещающие знаки. Но тогда получится, что мы людей выжимаем, а это неправильно. Надо воспитывать понимание, а для этого надо повышать уровень жизни народа. Видите, это то, о чем мы говорили – градостроительство влияет на экономику и наоборот.
- Весь город следит за реконструкцией набережной Суры. На каком этапе работы находятся сегодня?
- На днях мы объявили тендер – ищем подрядчика для первого этапа. Работы на местности, думаю, начнутся в конце октября-начале ноября и продлятся до лета. За это время будет реконструирована площадка у стелы «Росток» - заменят облицовку, установят новое ограждение, обновят сам монумент. Ну а потом будем двигаться дальше по намеченному плану. Сроки у нас те же – до 2018 года весь левый берег от моста и до моста мы должны перестроить.