Корреспондент «АиФ-Пенза» попытался выяснить, каковы приметы сегодняшнего кризиса, который, как говорят экономисты, заметно отличается от пресловутых «лихих 90-х», пришедшихся на переходный для страны период с рельсов советской экономики к свободному рынку.
Необходимость и излишества
Впрочем, есть принципы, одинаковые для каждого экономического спада. В условиях кризиса сокращаются доходы населения, люди начинают меньше тратить, что, в свою очередь, ведет к снижению потребительского спроса.
«Но даже в условиях сокращения доходов человек не сможет отказаться от товаров первой необходимости – это, прежде всего, еда, - говорит кандидат экономических наук Герман Гуляев. – Многие пытаются экономить и на ней, и грустные итоги не заставили себя долго ждать - количество умерших от заболеваний органов пищеварительной системы россиян в 2015 году увеличилось по сравнению с 2014-м на 17 процентов. Тем не менее, продукты первой необходимости – например, хлеб или молоко, люди все равно будут продолжать покупать. А вот отказ от дорогостоящих товаров и услуг – самый популярный способ сэкономить в кризис. Сокращение спроса, пожалуй, больше всего сегодня затронуло автомобильный рынок, товарооборот на котором сократился на 40 процентов. Сокращение спроса также наблюдается в розничной торговле одеждой и обувью, косметикой, в платном здравоохранении и образовании, в индустрии развлечений».
То, что пензенцы в массовом порядке стали экономить на приятном, но не обязательном для жизни, в полной мере ощутила владелица одного из пензенских салонов красоты Наталья Слабикова.
«Без клиентов я не осталась, потому что сохранила цены на прежнем уровне, - рассказывает стилист. – Но, поскольку косметика заметно подорожала, получается, что я значительно удешевила свой труд. Теперь для того, чтобы зарабатывать так же, как раньше, приходится работать почти в полтора раза больше. При этом люди, даже состоятельные, стали просить пользоваться, к примеру, краской для волос из более дешевого ценового сегмента. Перестали брать косметику «на вынос» - то есть в салоне ухаживающие процедуры по-прежнему заказывают, но для домашнего пользования не покупают, как и в подарок подругам, как это было широко распространено раньше. Но рано считать, что гламур умер – на своей внешности пензенские женщины экономят очень неохотно. Многие мои клиентки говорят, что лучше походят в старом платье или откажутся покупать деликатесы к столу, но в салон красоты обязательно придут».
Преступники-интеллектуалы
У сотрудников полиции – особый, профессиональный взгляд на приметы кризисных лет. Традиционно в такие периоды растет как число злоумышленников, мечтающих поживиться за чужой счет, так и наивных граждан, ждущих легкого заработка. А спрос, как нам уже объяснили экономисты, всегда рождает предложение.
«Можно сказать, что преступник нынешнего времени стал более интеллектуальным, - говорит заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Пензенской области Михаил Горбунов. – Если раньше граждан на улице ловили «лохотронщики», то теперь жертвы часто сами находят преступников в интернете. Как правило, граждане откликаются на предложение на сайте объявлений о продаже стоящих вещей по удивительно низким ценам. Так, один из жителей нашего города поверил в возможность за 300 тысяч рублей приобрести стоящий миллионы внедорожник и, не видя ни машины, ни продавца, перечислил неизвестным на банковский счет полную стоимость покупки, после чего продавец предсказуемо перестал выходить на связь. При этом срочно покупать машину потерпевшему не требовалось, иномарка у него уже была – видимо, он пытался таким образом выгодно распорядиться своими деньгами».
Еще одна примета нынешних лет, которую сотрудники угрозыска и представить не могли в 90-е –к ним стали обращаться даже граждане, сами имевшие трения с законом. Так, не раз отбывавший наказание за решеткой пензенец пытался купить на одном из интернет-сайтов фальшивые деньги, перечислив запрошенную сумму авансом, а когда понял, что сам попался махинаторам – написал заявление в полицию. Впрочем, такая черта эпохи стражей порядка только радует – это говорит о том, что авторитет людей в погонах за промчавшиеся с прошлого кризиса десятилетия заметно укрепился.