Куда испаряется вес?
Если вы решили самостоятельно испечь торт, внимательнее изучайте упаковки продуктов. А то масла или молока может и не хватить.
Мы привыкли к тому, что в пачке масла ровно 200 граммов. Но посмотрим, что продают в магазине. Вес уже не тот – 180 граммов. И в бутылке молока почему-то 930 миллилитров вместо одного литра.
В пакете сока тоже далеко не литр, а всего 950 граммов, и в пачке овсянки уже не полкило, а 400 граммов.
Особенно это стало заметно в условиях кризиса, когда каждый рубль на счету. Что это значит? Производители мастерски освоили «даунсайзинг» - то есть уменьшение веса или объема продукта в упаковке без изменения цены.
«Это массовое явление, продукты урезает сегодня чуть ли не каждый второй, - констатирует маркетолог Юлия Данилина. – На прилавках пензенских магазинов можно найти молоко от одного известного производителя объемом всего 873 миллилитра. Причем эта информация, как правило, пишется таким мелким шрифтом, что по большому счету прочитать это, увидеть, особенно человеку пожилому, практически невозможно».
В супермаркетах такие товары стоят на общих полках со стандартными, так что покупатели очень часто понимают, что случилось, только дома.
«Первыми недоливать начали производители соков и молока, - продолжает эксперт. - Так они отреагировали еще на кризис 2009-го года. Правда, когда он прошел, к прежним стандартам упаковки многие уже не вернулись».
Крупнейшие производители стали недоливают от 5% до 10% этого объема. То же самое и с соками и подсолнечным маслом. Поэтому литр превратился в 970 и меньше миллилитров.
На те же 10% уменьшились некогда килограммовые пакеты гречки, риса и сахарного песка. Экономят и пивовары. Пол-литра превратились в 0,48 литра - каждая четвертая бутылка.
Где правда?
Торты весом в килограмм сегодня большая редкость. От них осталось лишь 800 граммов. Шоколадки тоже весят не 100 граммов, а всего 90, и даже нарезной батон, который по ГОСТу был 400 граммов, теперь весит 380.
Продавцы объясняют все, разумеется, заботой о людях: уменьшение объемов упаковки позволяет хотя бы приостановить рост цен за единицу. Только это больше похоже на заговор производителей и ритейлеров.
«Здесь две ситуации. Первая - когда ритейл диктует цены производителю, - поясняет Юлия. - И второе - когда производитель делает это умышленно. Таких случаев гораздо меньше. А теперь давайте посчитаем. Представим, что целый месяц семья из трех-четырех человек каждый день пьет такой «недолитр» молока. Если сравнить с полноценной бутылкой по такой же цене, переплата будет в среднем 15%».
Только наказать производителей за такую хитрость не получится.
«С точки зрения закона, никто не запрещает производителю таким образом упаковывать свою продукцию, - вздыхает специалист. – Формально изготовители ничего не нарушают — если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке. То есть, сказать, что он обманывает потребителя, нельзя. Тем более, что власти дали установку производителям и торговым сетям «умерить аппетиты» и следить за тем, чтобы потребительские цены не росли высокими темпами. Однако ни продавцы, ни изготовители, разумеется, не желают расставаться с привычным уровнем дохода. Поэтому и идут на подобные уловки».
Специалисты уверены, что нет никаких причин, чтобы в среднем ценовом сегменте и ниже это явление прекратилось или уменьшилось. Что ж, привыкаем жить с даунсайзингом.