«АиФ» расскажет, как не остаться на руках с некачественным товаром.
Экономическая уловка
Прошли те далекие советские времена, когда холодильник мог прослужить 40 лет и достаться по наследству внукам. Все – теперь он работает максимум пять лет, а еще чаще до окончания срока гарантии.
«Нельзя не отметить, что качество товаров сильно ухудшилось, — рассуждает юрисконсульт частного учреждения правовой помощи «Правозащитник» Анастасия Мальчукова. — Это видно даже по количеству поступающих жалоб. Связать это можно только с одним: производитель борется за товарооборот, продукцию должны покупать. А кому она нужна, если вещь работает десятилетия.
Сейчас к нам поступает очень много жалоб на качество мебели. К сожалению, даже не вооруженным глазом уже видно из какого материала ее делают, и что она не простоит даже до окончания гарантийного срока».
Кроме того, с каждым годом все чаще потребитель жалуется на качество обуви и одежды. Но если эти вещи даже надлежащего качества можно вернуть в двухнедельный срок, то вышеупомянутую мебель продавец обратно не возьмет.
«Существует утвержденный правительством перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащий возврату или обмену, — поясняет Анастасия Петровна. — Если, к примеру, сумочка не подошла к платью или наоборот, ее можно в установленный законом срок вернуть или обменять. Естественно, товар не должен быть поврежден и все, что к нему прилагалось при покупке, включая упаковку, должно быть сохранено. А вот если через пару дней вы поняли, что функциональность вашего смартфона вас не удовлетворяет, технически сложные товары возврату и обмену не подлежат».
Не примут обратно в магазин и товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, текстильные товары, швейные и трикотажные изделия, изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, товары бытовой химии, мебель, изделия из драгоценных металлов, автомобили и мотовелотовары, гражданское оружие, животные и растения, непериодические изделия. Поэтому, чтобы холодильник подошел к интерьеру кухни, выбирайте его тщательней.
Хитрости возврата
Кстати, при обмене товара наличие чека не так уж и обязательно, как об этом утверждают продавцы.
«Отсутствие чека не может быть причиной отказа возврата товара, — объясняет юрист. — Это оговаривается в законе. Вместо этого необходимо предоставить доказательства, что товар приобретался именно в этом магазине. Например, это могут быть свидетели».
Если же вам не повезло и со временем у товара проявились изъяны, вам выбирать возвращать товар, отремонтировать его или просить об аналогичной замене.
«В случаях с технически сложными товарами, я обычно советую сначала написать претензию, прежде чем отдать товар продавцу — говорит Анастасия Мальчукова. — Если дело дойдет до суда, тот же телефон будет у вас, и вы сможете предъявить его в качестве доказательств. Иначе, товар могут просто отремонтировать по гарантии и тогда о замене или возврате денег речи быть не может. Если в магазине вашу претензию не принимают, то лучше это делать при свидетелях, либо выслать на адрес организации заказным письмом с уведомлением».
В любом случае не забывайте о сроках: возврат денег должен осуществляться в течение 10 дней, устранение недостатков до 45 дней (в зависимости от сложности работ, по договоренности), замена — от 7 дней до 1 месяца при условии наличия товара.
Продавец в данном случае должен безвозмездно предоставить аналогичный товар во временное пользование. За нарушение сроков действуют штрафные санкции. Гарантийный ремонт должен проводиться бесплатно. И главное - если вы вернули товар в магазин для замены или на ремонт, передумать и попросить обратно деньги уже не получится.