aif.ru counter
109

Наказание для антигероя. Как обманывают потребителей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. «АиФ-Пенза» 15/03/2017
В 2016 году в Ассоциацию потребителей обратилось больше 320 человек.
В 2016 году в Ассоциацию потребителей обратилось больше 320 человек. © / Никита Дерябин / АиФ

На протяжении 23 лет Ассоциацией потребителей Пензенской области руководит Лидия Сидорова, прослывшая жестким борцом за справедливость. Мы встретились с Лидией Васильевной для того, чтобы обсудить проблемы, с которыми каждый день сталкиваются жители нашего региона, отправляясь в магазин, к врачу или приобретая жилье.

Досье
Лидия Сидорова – председатель региональной Ассоциации потребителей, работает в составе Общественной палаты Пензенской области. Родилась в 1943 году в Свердловской области.Окончила Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт.В мае 2002 года получила квалификацию «Социальный адвокат».Работала на Муромском заводе ячеистых бетонов, в институте «Пензасельхозпроект», в Пензенском домостроительном комбинате.Награждена памятным знаком «За заслуги в развитии города Пензы».

Игра без правил

- Лидия Васильевна, вы помните, с какими жалобами в Ассоциацию потребителей обращались пензенцы 23 года назад?

- Конечно, на этот вопрос я могу ответить так: какова ситуация в стране, таковы и жалобы. В начале 90-х, когда наша организация только создавалась, в России царила разруха, перестали действовать ранее существующие договоренности между союзными республиками. Это были лихие времена – торжество бесправия и беззакония. Купив бракованную вещь или подделку, люди не могли ни сдать ее, ни вернуть деньги.

Но одно дело, когда по швам расползается дешевая футболка или во все стороны лезут перья из китайского пуховика, и совсем другое, когда отказывается работать дорогой холодильник. А если учесть, что много бытовой техники завозилось из бывших республик СССР, то не сложно представить масштаб «потребительского» бедствия. В России эту технику нельзя было даже отремонтировать, поскольку в сфере гарантийных обязательств, существовавших раньше между союзными республиками, наступил хаос.

Наших юристов заваливали жалобами, но помочь тогда было крайне сложно.Все изменилось после принятия Закона о защите прав потребителей. Кстати говоря, это до сих пор один из самых действенных законов в нашей стране.

- С тех пор, как торговля в России стала цивилизованной, масштаб «потребительского» бедствия, наверное, сократился?

- Годы идут, законодательство совершенствуется, но, к сожалению, количества жалоб и проблем меньше не становится. По прежнему много контрафакта и подделок. Ситуация усугубляется тем, что мошенники становятся изощреннее, уходят в Интернет, маскируют свой товар под известные бренды. Причем, некоторые подделки настолько мастерски изготовлены, что отличить их от оригинала практически невозможно.

Да и с неподдельным товаром тоже много проблем. Производители вроде бы выполняют требования закона и указывают на упаковке информацию о своем товаре, но делают это настолько мелким шрифтом, что покупателям в пору ходить по магазинам с микроскопом (лупа уже не помогает). Разве это не откровенное издевательство?

Тоже самое можно сказать об «играх» с массой товара. Раньше все продовольственные изделия имели так называемую круглую массу – 250 гр, 500 гр, 700 гр, килограмм. Сейчас же производители творят, что хотят. Например, бутылка с подсолнечным маслом может весить 875 гр, а какая-нибудь булочка – 115 гр. Многим покупателям сложно сообразить, сколько стоит килограмм и, тем более, проверить, соответствует ли товар указанной массе. А это уже можно отнести к уловкам производителей.

- В таком случае, почему их нельзя призвать к ответу?

- Дело в том, что сейчас отсутствуют требования к массе. Закон не предусматривает, чтобы все та же бутылка подсолнечного масла весила 500 гр или литр. А зря, пришло время вводить весовые нормативы.

Не способствует улучшению качества товаров и еще одно новшество. До недавнего времени продавцы по требованию покупателей обязаны были предъявлять сертификаты качества. Сейчас они могут этого не делать. Товар должен иметь лишь сопроводительные документы – накладные с номерами сертификата, сроками выпуска продукции, юридическими адресами и т.д. Пойди проверь, есть ли на самом деле сертификат...

- У вас наверняка есть рецепт, как исправить эту ситуацию.

- На мой взгляд, нужно ввести неотвратимость публичного наказания. Страна должна знать своих антигероев. Мало штрафовать недобросовестных производителей. Нужно показывать их лица и озвучивать организации.

Не голливудская улыбка

- На что сейчас чаще всего жалуются пензенцы?

- Большинство жалоб носят сезонный характер. Сейчас, например, многие недовольны качеством обуви. Проверку лужами не выдерживают даже дорогие сапоги и ботинки, не говоря уже об их более дешевых собратьях.

Много жалоб поступает на качество мебели. Люди приобретают квартиры, покупают шкафы и диваны и начинают бороться с незакрывающимися дверками и диванными блоками.

Кстати, само жилье тоже вызывает немало нареканий. Пластиковые окна в некоторых новостройках установлены абы как, под подоконниками щели. Недавно к нам обратились жители многоэтажки, в которой балконные двери во всех квартирах установлены впритык к полу. Новоселы не могут ни паркет постелить, ни ковролин.

Но проблема с дверью – ничто по сравнению с невозможностью заселиться в купленную квартиру. Некоторые застройщики срывают сроки сдачи домов, поэтому люди, заключившие договор долевого строительства и выплатившие стоимость жилья, иногда по три года не могут въехать в квартиры.

Есть проблемы и в частной стоматологии. Например, сейчас мы помогаем девушке, которая в одной из платных клиник установила брекеты. По договору, она должна была в течение трех лет проходить регулярные осмотры и корректировать брекеты. Девушка эту договоренность соблюдала и периодически посещала клинику. Причем, каждый визит был платным. Но через 2,5 года произошло то, чего она совсем не ожидала: весь верхний ряд зубов у нее «съехал» влево. В клинике заявили, что этот дефект устранить можно, но за дополнительную плату и  с обтачиванием здоровых зубов. Пензячка, разумеется, с этими условиями не согласилась (она и так за 2,5 года заплатила клинике порядка ста тысяч рублей) и обратилась к нам.

Глаза и руки власти

- Почему вообще нужны общественные организации, защищающие права потребителей? Контролирующие ведомства не справляются собственными силами?

- Общественники нужны всегда – это глаза и руки власти. Сейчас экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего, федеральные структуры вынуждены сокращать штаты и вообще включать режим экономии. Поэтому подключаются общественники, выявляют нарушения, собирают информацию и передают в контролирующие органы и в суд.

- Что вы можете пожелать нашим читателям?

- Повышать грамотность. Закон начинает работать тогда, когда к нему прикладываешь голову. Часто к нам приходят молодые люди, которые отлично разбираются в компьютерных технологиях, но не могут грамотно составить претензию.Поэтому я пожелаю всем активнее бороться за свои права, а не ждать, а не ждать, когда за вас это сделает кто-нибудь другой.

Кстати
В 2016 году впервые за три года число российских покупателей, которым важно качество товара, оказалось выше числа тех, кому важен бренд. Об этом сообщает исследовательская компания Ipsos Comcon. О приоритете качества заявил 31% опрошенных покупателей.При этом стоимость товара важна для 36% респондентов (три года назад она была приоритет на для 30% покупателей). Более того, продолжает расти число россиян, делающих покупки со скидками (41% в 2016 году против с 35% в 2013). 48% опрошенных изучают состав продукта и отзывы о нем. 26% выбирают проверенные продукты и не экспериментируют.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах