Два года назад, в январе 2020 года, врачи начали готовиться к появлению в стране нового неизвестного на тот момент вируса – COVID-19. Сейчас пандемия уже не так пугает. Даже выявленный в этом месяце новый штамм «кракен» не стал причиной введения новых ограничительных мер.
Смогли ли врачи заработать на ковиде и пандемии? Кто «благодаря» медикам ловит хайп в Интернете? На вопросы ответила заведующая поликлиникой №1 в Пензе, заместитель главного врача по клинико-экспертной работе, врач – гастроэнтеролог ГБУЗ «Городская поликлиника», дважды признанная «Народным врачом» в ежегодном региональном конкурсе медицинских работников, Анастасия Акжигитова.
«Заработали на ковиде»
Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Анастасия Александровна, в самом начале пандемии понимали, что новое заболевание на самом деле так опасно? Было ли страшно?
Анастасия Акжигитова: Нам озвучили информацию о новом вирусе, но мы даже предположить не могли, что всё выльется в такую массовую заболеваемость с такими последствиями. Вначале было много неизвестного. Имелись разночтения в плане лечения. Но сложно и даже страшно стало, когда резко выросло число заболевших. Мы боялись, что не всем сможем помочь.
- В соцсетях, когда мы публикуем информацию о зарплате врачей, под постами ставят комментарии: «Вот, на ковиде врачи заработали». Что бы вы могли ответить?
- Как здесь можно говорить о выгоде, если нагрузка на врача увеличилась в несколько раз. Если в обычный день в ГБУЗ «Городская поликлиника» поступает 500-600 звонков с вызовами на дом, сейчас, во время сезонного подъёма заболеваемости - 1 500, то в пандемию этот показатель доходил до 6 тысяч вызовов на дом. Мы переходили на ночные смены, работали по семь дней в неделю. Мы принимали вызовы до 20:00, которые дифференцировали по возрасту, соматическим заболеваниям, клинической картине и по максимуму старались осмотреть с выездом на дом. Не раз сотрудники звонили мне и говорили: «Я не успеваю, уже 21:00, а у меня ещё 25 вызовов». И я им отвечала: «Как хотите, но работу выполнить надо». Мы ходили по домам до 23:00, потом возвращались в поликлинику и оформляли медицинскую документацию. Ежедневно формировалось огромное количество пациентов под амбулаторным наблюдением, требовалось проводить аудиоконтроль и осуществлять повторные выезды на дом, так как на 3-4 день болезни COVID -19 могло быть резкое ухудшение состояния. Наши врачи - ординаторы уходили с работы во втором часу ночи.
Кроме этого, никто не отменял обычные соматические заболевания, профилактические мероприятия, переосвидетельствование и оформление инвалидности и много других мероприятий.
За время пандемии на уровне Министерства здравоохранения РФ было выпущено около 600 нормативных документов, методических рекомендаций, их необходимо было изучить.
Мы трудились по максимуму. Я до сих пор на планерке своим докторам говорю большое «спасибо» за ту работу, которую мы тогда все вместе проделали. И наша система здравоохранения справилась лучше, чем её аналоги в других странах: смертность в России от COVID - 19 - 1,5%, в США - 4,4%, в Бразилии - 3,9%.
Терапевт тоже человек
- Именно в пандемию резко возросло число жалоб на врачей…
- В пандемию, действительно выросло количество обращений, так как пациенты оставались необслуженными более суток после вызова на дом. Терапевты не успевали всех обзвонить и уделить должное внимание. У нас были открыты кабинеты для приема температурящих больных, организован контакт-центр для аудиоконтроля с одновременной записью на компьютерную томографию органов грудной клетки и дистанционным ведением электронного листка нетрудоспособности, организованы мобильные бригады для доставки бесплатных лекарств против COVID - 19. Но тенденция к росту числа конфликтов между врачом и пациентом возникла не вчера. Я могу понять пациентов, они измучены своими заболеваниями, оптимизацией здравоохранения, проблемами с записью к врачам – специалистам.
- Врачи, в свою очередь, обижались на пациентов, которые ведут себя с медиками, как с обслуживающим персоналом…
- Хороший пациент для меня – образованный пациент. Кто должен образовывать этих пациентов? Врач! Нужно обязательно беседовать с больным, человеку всегда интересно, как появилось заболевание, с которым он пришёл, чем лечиться, как долго принимать лекарственные препараты, последствия, осложнения заболевания. Лекарственные средства сейчас подорожали, и пациент должен понимать, за что ему надо платить.
Порой пациентам рисую схемы, показываю, как устроен организм, и в чем причины нарушения пищеварения. В гастроэнтерологии необходимо всегда начинать с диетических рекомендаций. В большинстве своём все любят хорошо покушать, и тяжело отказываться от любимых блюд, я стараюсь ориентироваться на индивидуальные особенности пациента, чтобы уж совсем его не расстраивать и достигнуть в лечении максимально положительный результат. Правда, при острых заболеваниях приходится потерпеть и выдержать холод, голод и покой.
Если врач входит в доверительные отношения с пациентом, это 50% успеха лечения. В этом случае больной слышит специалиста. А когда врач ограничивается скудным осмотром и непонятным рецептом, мы получим только отрицательный результат с отсутствием приверженности к лечению.
В свою очередь хочется получить отдачу и от пациентов. Когда они приходят в медучреждение, следует вести себя культурно. А порой гражданин с порога заходит взвинченный, и довести информацию до него не представляется возможным.
В каждой поликлинике есть заведующий, либо заведующий отделением врачей общей практики, необходимо по всем вопросам, связанным с оказанием медпомощи обращаться к ним, уверяю, они решат проблему.
- В сети сейчас нередко распространяют ролики, где врач на приёме выглядит не всегда приглядно…
- К сожалению, есть такие факты и у нас. Но авторы подобных видео выкладывают не весь диалог со специалистом, сначала они доведут медицинского сотрудника до состояния невроза, а потом начинают снимать. Для чего это делается? Чтобы поймать хайп? Увеличить просмотры в своём чате? Да, мы должны быть сдержанными, вести себя корректно, строго соблюдать принципы этики и деонтологии, но и пациент также должен уважительно относиться к нам и не забывать, что врач – тоже человек.
Мы не оставляем такие ролики без внимания, проводим по всем инцидентам внутренний контроль качества оказания медпомощи и направляем разъяснения заявителю.
В поисках кадров
- Во время пандемии были случаи, когда врачи уходили с работы из-за страха заболеть?
- В поликлинике многие не потянули нагрузку, которая выпала на долю врачей. Была большая утечка кадров. Кто-то боялся заразиться и даже умереть, потому что первая и вторая волны были тяжёлые из-за осложнений, преимущественно на органы дыхания и, к сожалению, мы потеряли и в своих рядах медицинских работников.
- Где новых искали?
По ГБУЗ «Городская поликлиника» более 60 % врачей – терапевтов это ординаторы. Очень бы хотелось их видеть на более длительный срок в терапевтической службе.
- Накануне Нового года президент объявил о надбавках для сотрудников первичного звена здравоохранения, прежде всего – в районных больницах. Они помогут решить проблемы?
- Увеличение заработной платы - это огромная стимуляция для докторов и среднего медперсонала. Сегодня меняется законодательство РФ в части начисления окладов и надбавок. По указу председателя правительства Михаила Мишустина, с 2023 года работникам медицинской сферы повысят зарплату от 4 до 15 тысяч рублей в зависимости от специальности и квалификации, прокомментировать не могу, ожидаем конкретных документов с разъяснениями.
- Если врачей в поликлинике не хватает, пациенты сейчас идут даже не в платные клиники, а к онлайн-специалистам. Вы их как конкурентов воспринимаете?
- Если раньше интернет-пространство было в помощь, то сейчас оно не поддаётся фильтрации. Иногда приходится читать настоящий бред. Я не могу серьёзно относиться к онлайн-консультациям врачей в интернете. Для меня непонятно, как можно поставить диагноз, назначить обследование и лечение пациенту, не видя его и не осмотрев?!
Я не по слухам знаю граждан, которые за немалые деньги проходили онлайн – курсы детокс-терапии, противопаразитарную терапию, и потом получали отрицательное воздействие на организм. Были и те, кто увлекались бесконтрольным приемом различных витаминов, а потом получали побочные эффекты. Приём витаминов должен быть основан на медицинских показаниях пациента и согласован с лечащим врачом! Ряд витаминов в некоторых случаях могут увеличить риск развития онкологического заболевания.
Возникновение слабости, общего недомогания многие воспринимают за дефицит витаминов, однако за данными симптомами могут скрываться серьезные заболевания. Поэтому необходимо обратиться к врачу-терапевту по месту жительства, регулярно проходить профилактические мероприятия. К сожалению, как и ряд других заболеваний, помолодел рак, преимущественно молочной железы, колоректальный рак и рак желудка. Всё чаще пациентами становятся в 40 – 50 лет. Всегда важно быстрее поставить правильный диагноз и своевременно начать лечение, а не употреблять БАДы.
Много пациентов обращаются с психосоматическими расстройствами, когда человек здоров, но имеются функциональные нарушения, основная причина которых кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и другие.
Блиц-опрос
- Как семья отнеслась к тому, что мама, особенно во время пандемии, почти не появлялась дома?
- Семья уже привыкла и во всем поддерживает меня. Дети категоричны в плане поступления в медицинский институт: «Мы не хотим, как ты, круглосуточно работать и постоянно учиться!». Но, я люблю свою работу, она мне не в тягость. Нельзя выбирать медицинское образование и рассматривать эту отрасль только как стабильный источник дохода. Хочется, чтобы выпускники школ шли в медицинский институт не потому, что мама с папой захотели, а потому что им самим нравится выбранная ими профессия. Я испытываю профессиональное удовлетворение и радость, когда прихожу на работу и знаю, что могу приносить людям пользу, когда слышу от пациентов слова благодарности и считаю, что выше этих слов награды для врача быть не может.
- А ваши родители не жалеют, что дочь выбрала такой трудный путь для себя?
- Они мною гордятся. Я с детского сада хотела быть врачом. Я всегда одевала белые халаты, делала всем уколы и всех лечила. Мне на день рождения не куклу дарили, а машину скорой помощи. Мама у меня фармацевт, она по моей просьбе приносила коробки из-под лекарственных препаратов, я их копила, изучала, а вот бабушка работала фельдшером в Наровчате, всегда говорила: «Если ты хочешь помочь кому-то, представь, что на их месте я, мама или папа…».
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.