Примерное время чтения: 4 минуты
389

«Копенгаген» на Суре. Как из Пензы в 30-е годы пытались сделать Данию

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Пенза 30/09/2021 Сюжет Пензенская область. История в документах и судьбах

Сейчас только ленивый не критикует администрацию областного центра: дороги в городе ремонтируют долго, в ЖКХ не могут навести порядок, деньги на благоустройство как будто тратятся странным образом. Часто современным градоначальникам ставят в пример советские времена. И мало кто помнит, что и при Сталине в Пензе хватало коммунальных проблем.

Когда до начальства далеко

Конечно, рабочие кооперативы в 20-е и заводоуправления в 30-е внесли огромный вклад в развитие жилищного хозяйства города. Жуткие квартиры в подвалах ушли в прошлое. Но денег хватало только на новые дома и электрификацию, все остальное финансировалось по остаточному принципу. Так к концу 1938 года общая протяженность всех водопроводных сетей в Пензе не превышала 15 километров. В начале 30-х годов журналисты краевой газеты «Волжская коммуна» приезжали в город и оставили очень нелестные отзывы о благоустройстве.

Издевательская по духу статья называлась «Копенгаген в Пензе». Председатель исполкома городского хозяйства тогда решил отличиться перед краевым начальством и построить велосипедную дорожку от завода ЗИФ (там как раз стартовал выпуск велосипедов)  до центра, по примеру датской столицы. Вроде бы благое начинание, если не обращать внимания на общее состояние города.

Стиль управления был тогда совершенно уникальным. В 30-е годы городское начальство Пензы не боялось контроля из центра: до Самары далеко, там своих проблем хватало. Так что можно было «проявить инициативу», а заодно и попытаться отличится на уровне страны. Отличились, но только на уровне края. И не совсем так, как хотели.

Горожанам многие инициативы  пришлись не совсем по вкусу. Улицы из-за велосипедных дорожек сузились на 2 метра, и местами автомашины не могли разъехаться. Наконец дорожки были из щебенки, а не асфальтированные, соответственно,  требовали постоянного ремонта. Да и вид портили прогнившие деревянные тротуары и покосившиеся деревянные дома. Беда была даже в мелочах. Проверка 1928 года показала, что  в городе оказалось немало домов, не имевших не только номерных табличек, но даже постоянного адреса.

Не отличались качеством и  городские дороги, на которых к 1934 году «погибло» уже 7 автобусов. Автобусы эти были сделаны по типу современных «техничек», то есть грузовиков с пассажирским кузовом. К тому же они были импортного производства (преобладали «Фиаты»). Чтобы «убить» такой автобус, нужно было еще постараться. Но в Пензе с этой задачей, к сожалению, легко справлялись.

Мотовоз-невидимка и базар с калошами

Велодорожки были «цветочками», городские власти не забыли и о «ягодках». Главным ноу-хау стал мотовоз (который иногда называют трамваем, хотя правильно его назвать мотодрезиной). Не имея возможности наладить нормальное трамвайное сообщение, в Пензе по уже проложенным рельсам пустили два собранные силами слесарей «Водоканала» трамваеподобных сооружения на рельсах. Самоделка оказалась довольно ненадежной и часто ломалась. Недаром на велозаводе ее прозвали «мотоневедимкой». Не увидели пензенское чудо и самарские журналисты, которые отчасти из-за нее в городе и оказались.

С царских времен дошли проблемы с огромной базарной площадью. Некоторые современные исследователи с восторгом пишут о дореволюционной торговле. На самом деле вплоть до 50-х годов это было довольно хаотично организованное место без оград и нормальных дорог. Посреди деревянных строений горделиво возвышались отдельные, уже пришедшие в негодность,  каменные дореволюционные постройки торговых рядов.  Грязь на городском рынке после дождя была порой такая, что можно было запросто остаться без калош. По ночам же базар становился притоном для разного рода темных элементов, поэтому приличные люди старались уже вечером там не появляться.

Вишенкой на торте явился тот факт, что в Пензе, с ее 115 тысячами жителей ассенизационный обоз насчитывал… 18 лошадей, которые, по официальным данным,  могли вывезти только пять процентов нечистот. При практически отсутствующем водопроводе и удобствами на улицах можно представить, что творилось в жилых районах.

У пытливого читателя возникает вопрос: откуда же при таком состоянии города брались деньги на маниловские проекты? Все дело было в так называемом безлимитном строительстве. Многие стройки практически не ограничивались какими-то четкими суммами. Например, в 1928 году городские строители вместо положенных по плану 200 тысяч рублей потратили свыше одного миллиона, и никого за это не сняли. Просто было рекомендовано четче писать планы. Поэтому и цвели в 30-е годы различные проекты порой весьма сомнительного содержания. Но были и успехи — комплекс зданий заводов ЗИФ и «Маяк Революции», где за десять лет в чистом поле выросли практически новые районы города. Квартиры там были с передовыми удобствами (в том числе даже с отдельными санузлами). Также от 30-х годов городу остался грандиозный Дом культуры имени Кирова, который и сейчас удивляет своими размерами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах