Сейчас в российском флоте есть корабли, гордо носящие имена городов из Пензенской области. Это «Заречный», построенный в 1989 году и «Кузнецк», выпущенный на четыре года раньше. Оба числятся за Военно-морским флотом России и до настоящего времени успешно выполняют поставленные перед ними задачи.
Но существовал и пароход с названием «Пенза». 112 лет назад, 18 июля 1909 года, его спустили на воду, а ровно сто лет назад решили отдать иностранцам.
Пожертвовали на корабль
«По завершении русско-японской войны в 1908 году Николай II одобрил проект о восстановлении пароходного сообщения на Дальнем Востоке, - рассказывает главный методист ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Максим Буряков. - Проект стал основанием для заказа пяти новых пароходов проекта «Симбирск/Пенза». С требуемым объемом отечественные судовые верфи в короткий срок справиться не могли. Поэтому заказы на строительство пароходов получали и иностранные компании. Жертвователями становились не только частные лица, но и общественные союзы, коммерческие предприятия, банки. Наиболее ощутимые вклады делали города. За исполнение заказа взялась немецкая фирма Ferdinand Schichau. Контракт был подписан 30 сентября 1908 года, а вся серия выведена на ходовые испытания уже в августе - октябре 1909-го. Продолжая традицию со времен русско-турецкой войны 1877-1879 годов, эти пароходы были поименованы в честь городов-жертвователей. В апреле 1909 года одному из судов было присвоено название нашего города.
2 ноября 1909 года пароход «Пенза» завершил переход из Германии в Либаву (ныне г. Лиепая в Латвии) и был передан заказчику. Приняв на борт грузы и доукомплектовав команду, «Пенза» вышла во Владивосток, которого и достигла уже 23 декабря.
Как пароход стал «Марселем»
Местом приписки нового парохода и был избран этот дальневосточный порт. Во Владивостоке корабль был
зарегистрирован в портовом реестре под № 107.
Новый тихоокеанский скороход начал регулярные рейсы между Владивостоком, портами Китая, Кореи и Японии. С началом Первой мировой войны «Пензу» привлекли к военно-судовой повинности и как военный транспорт включили в состав Сибирской флотилии. Но уже через месяц (21.08.1914) она была возвращена Добровольному флоту и возобновила рейсы на прежних линиях. Время от времени пароход привлекался к доставке военных грузов из С.-А.С.Ш. (Северо-Американских Соединенных Штатов, ныне это США)».
После революции пароход оказался в юрисдикции эмигрантского Правления Доброфлота. Ради поддержания своего личного благополучия члены эмигрантского правления открыто приступили к растрате материальной базы компании. Ровно сто лет назад, летом 1921 года, началась подготовка к продаже парохода за границу. И уже в 1922 году «Пенза», в числе прочих пароходов, была куплена французской почтовой компанией Compagnie de Navigation Mixte.
Новый судовладелец переименовал «Пензу» в «La Marsa II». Портом приписки для новой единицы французского коммерческого флота стал Марсель.
В 1934 году бывшая «Пенза» была куплена итальянской металлургической компанией и разрезана ею для
переплавки.