В конце октября в России отмечали день автомобилиста. Пенза по уровню автомобилизации сейчас находится на одной ступени с Москвой. И любовь к четырехколесному транспорту с мотором проявилась у жителей сурского края еще 100 лет назад.
Они были первые
Самое раннее упоминание об автомобиле в нашем городе относится к сентябрю 1906 года. Краевед Олег Сиротин сообщает, что в «Пензенских губернских ведомостях» не без гордости рассказывали о первом подобном экипаже. Горожане новинку встретили с интересом, хотя и не без опаски.
«Думается, что город наш не совсем еще медвежий угол», - не без гордости сообщал неизвестный корреспондент.
Далее машина всплывает в мае, сентябре и октябре 1907 года. Судя по редкому упоминанию, надо полагать, что с ее надежностью у владельца были серьезные проблемы. Другая же газета, «Голос Черноземного края» от мая 1907 года, сообщает, что управлявшая мотором госпожа Цеге, катаясь, на полном ходу выехала на тротуар и разбила витрину фотографа Вальдмана. Сама незадачливая автоледи отделалась легким ушибом.
В личном архиве преподавателя художественного училища Д. Н. Димакова сохранилось фото Л. Н. Цеге с братом на небольшом двухместном автомобиле импортного производства. Поэтому Олег Сиротин предполагает, что это и есть, возможно, фотография первого автомобиля в нашем городе.
Следующим в череде пензенских автовладельцев был богатый купец-лесопромышленник Андронов. В начале десятых годов ХХ века он, оставляя огромный шлейф из дыма (возможно, его машина работала на паровом двигателе), подъехал к своему дому на углу улиц Рождественская (М. Горького) и Троицкая (Кирова). Некоторые прохожие заглядывали под сиденья и капот, гадая, не выскочит ли оттуда внезапно черт. Смеющийся же владелец неторопливо объяснял зевакам принцип работы своего приобретения.
Примерно в 1909 году встречается упоминание, что находчивые предприниматели из фирмы «Каулин и Клемент» наладили в Пензе первое подобие регулярного автомобильного движения. За плату можно было доехать даже до Ахун (в то время этот поселок территориально не входил в Пензу).
Многие владельцы авто, чтобы оправдать расходы на топливо, содержание шоферов и запчасти, часто использовали свою технику как такси. Так поступали, например, художник Новохацкий и зубной врач Файнштейн. Самой же популярной маркой автомобилей в Пензе были в то время машины Генри Форда (что неудивительно, учитывая их относительно невысокую цену). Всего же к 1914 году в Пензе насчитывалось восемь авто. В январе 1918 года Пензенский губсовет получил в свое распоряжение 2 легковых машины и 26 грузовиков. Частные легковые автомобили вернутся в наш город только через много лет.
Культовые советские автомобили Великой Отечественной войны
Стандартный автомобиль 1900-1910 годов имел почти полностью деревянный кузов, изготовленный и окрашенный по методу каретных мастерских. После нескольких лет активной эксплуатации кузова приходили в полную негодность, и их приходилось менять. Из металла были изготовлены только капот и рама. Даже колеса многих первых машин были сделаны из дерева.
Багажники первых машин не были предназначены для перевозки клади. Отправляясь в путь, их заполняли доверху инструментами и запасными частями. Ненадежные двигатели и примитивная трансмиссия постоянно ломались, поэтому редкая поездка обходилась без приключений для водителей и пассажиров. Чтобы починить, например, отвалившийся карданный вал, первое время нужно было снимать сиденья и разбирать пол салона. Не возили на первых машинах и запасные колеса, поэтому шиномонтажный инструмент тоже приходилось брать с собой.
Рули уже тогда приобрели современный вид, а вот другие органы управления привели бы в шок современных автолюбителей. На руле располагался рычаг управления клапанами, а рядом была вынесена специальная колонка с двумя ручками - регулятором зажигания и дросселем. Один поднимался вверх, другой вниз. Для регулирования скорости нужно было постоянно крутить регулятор зажигания. Неопытные водители часто глушили двигатели прямо посередине дороги. Завести же машину с пары поворотов ручки было большой удачей, обычно у шоферов немели руки от усталости. Никаких усилителей тормозов и в помине не было, поэтому при резком торможении физически слабые водители часто попадали в аварии.
Первые автомобильные фары были обычными закрытыми лампами, в которых горели свеча или масло. Во время поездки они часто потухали, поэтому подходили больше для стоянок. С конца XIX века в ход пошли ацетиленовые лампы. Они требовали ухода, а также постоянно взрывались, но зато сияли более-менее стабильно. Свет появлялся благодаря специальному газогенератору, он издавал характерный шипящий звук из-за карбида, который и вырабатывал газ ацетилен. Карбид, кстати, надо было менять каждые 4 часа.
Но и это еще не все. Первые автомобили не имели полностью закрытого кузова. Чем это грозит водителю и пассажирам, поймет каждый, кто ездил на скутере на скорости свыше 50 км/ч. Пронизывающий ветер даже в теплую погоду найдет каждую щель в одежде и отправит незадачливого водителя болеть простудой. А если еще на улице мороз… Поэтому перчатки с крагами на меху, специальные очки и утепленные шлемы были у каждого уважающего себя шофера.
Машина в те годы была не просто роскошью, но еще и роскошью капризной и не всегда приносящей своим владельцам удовольствие. Благо богатые хозяева первых авто их и не ремонтировали, полагаясь больше на наемных шоферов».
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.