188

Переправа длиной в 30 лет. Как мост на Пески стал прецедентом для Горбатого

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Пенза 22/09/2021
Деревянный Казанский мост через р. Пензу, разрушенного во время боев с чехословацкими легионерами. 1 июня 1918 г.
Деревянный Казанский мост через р. Пензу, разрушенного во время боев с чехословацкими легионерами. 1 июня 1918 г. ГБУ «Государственный архив Пензенской области»

Долгожданное открытие 9 сентября 2021 года Бакунинского моста вызвало настоящую бурю в пензенской блогосфере. Отдельные критики начали наперебой называть строительные работы беспрецедентными как по стоимости, так и по продолжительности работ. Но в истории Пензы была и другая стройка, с которой даже реконструкция «Горбатого» не сравнится. Это возведение моста на остров Пески.

История растянулась без малого на 30 лет, если считать от первоначального проекта. Учитывая космические цифры инфляции в 1914-1923 годах и многочисленные деноминации советских знаков, сложно точно подсчитать, во сколько выросла первоначальная стоимость. Да и открытие с помпой в 1928 году небольшого моста длиной 60 метров сейчас вызывает улыбку. Об истории этого сооружения рассказывает главный методист ГБУ «Государственный архив Пензенской области» Максим Буряков.

Переправа вроде бы есть, а ее нет

У моста на острове Пески долгая и занимательная история. Он появился по инициативе известного в свое время пензенского чиновника, товарища пензенского воеводы в 1730-1734 годах Ивана Лебедева, от чего и получил свое (между прочим, официальное название) Лебедевского.

Мост был деревянным и соединял район будущих Песков с центром города. Нужно сразу оговориться, что Пески стали полноценным островом только в середине XX века. До этого значительное время года место между Песками и современной Пензой III пересыхало. А вот со стороны города нужен был мост. Беда в том, что река Пенза разливалась так сильно, что могла снести сооружение напрочь. Поэтому его приходилось регулярно разбирать. Делалось это из рук вон плохо, и основы моста, а то и сам мост оказывались часто разрушенными весенним половодьем.

Народ жил на Песках бедный, общественно значимых зданий там не было, поэтому до появления железнодорожного вокзала особой надобности в путепроводе не имелось. Жители же Песков были вынуждены пользоваться услугами частных перевозчиков на протяжении иногда целого месяца, тратя немалые деньги. Вечно такая история продолжаться не могла. 

Городская управа пытается работать

Первое реальное предложение о постройке постоянного моста на острове Пески было сделано в конце XIX века. Во время строительства железнодорожной ветки Пенза-Ртищево управление Рязано-Уральской железной дороги предложило пензенской городской управе за свой счет построить постоянный железный мост от места слияния реки Пензы с районом Сухоречье.

Цена моста была определена в 70 000 рублей, при условии, что город разрешит дороге бесплатно пользоваться песчаным карьером для своих нужд. «Отцы города» пожадничали и потребовали денег за песок. Мост хотели построить на средства от продажи песка. Кто-то посчитал, что добыча песка принесет больше денег, чем предложило правление дороги. Когда строительство железнодорожной ветки было закончено и Правление железной дороги внесло оплату, оказалось, что песка было взято на 40 000 рублей, что явно было меньше, чем требовалось для строительства моста. Так бесславно закончилась его первая попытка строительства.

О мосте забыли. До 1911 года, когда жители Заречья не подали пензенскому губернатору прошение о постройке этого инженерного сооружения. Губернатор одобрил, после чего передал дела городской думе, а та, в свою очередь, управе. Всего было рассмотрено три проекта: деревянный за 28 000 рублей (запомним эту цифру), железобетонный за 70 000 рублей, и железный за 90 000 рублей. Завязалась переписка с фирмами и заводами, она затянулась до 1914 года, пока начавшаяся Первая мировая война не отодвинула строительство еще дольше.

За дело берется горсовет

В 1919 году, несмотря на полную анархию городского хозяйства, вызванную в меньшей степени войной, а в большей - отменой частной собственности на жилье и экспериментами в управлении городом, горсовет принял решение построить мост. 6 июля даже был заключен договор с фирмой «Грингоф и сын» на сооружение железобетонного моста стоимостью 2 799 138 рублей в совзнаках - вот когда была настоящая инфляция. Но успели заготовить только несколько железобетонных свай, после чего работа заглохла. Денег в бюджете города не было даже на тротуары и нормальное уличное освещение, какой тут мост.

В 1922 году горсовет уже VII созыва опять заключил договор с той же фирмой на постройку железобетонного моста ценой 50 000 золотых рублей. На эти цели требовалось около 20 вагонов цемента и 3 000 пудов круглого железа. Не так вроде и много, но очередной виток инфляции и дефицит сырья в этом году погубил и этот проект. Ничего удивительного, если 1 рубль 1923 года был равен 100 рублям дензнаками 1922 года или 1 млн рублей дензнаками, выпускавшимися до 1922 года. И только в 1926 году дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки.

Строительство моста было одним из наказов избирателей горсовету XI созыва. В 1925 году был объявлен конкурс на разработку проектов на постройку постоянного Лебедевского. Но никто из строителей не отозвался.  Выручили инженеры Гуторов и Теплов, которые представили свой проект, он и был утвержден в мае 1926 года.

Согласно проекту, длина моста составляла 66 метров. Его пролеты были деревянными, опиравшимися на бетонные устои. Из-за деревянной фермы мост напоминал железнодорожный со своеобразным арочным проходом по всей длине. Итоговую стоимость оценили в 120 000 советских рублей. Даже если считать советский золотой червонец равным царскому, все равно стоимость оказалась в несколько раз дороже проектов, которые представлялись до революции.

Строительство небольшого по современным меркам моста предполагалось завершить за два года. Выявленные недочеты в проекте приходилось исправлять практически на ходу. К чести строителей, работы были максимально механизированы в соответствии с возможностями того времени. Рыли грунт и откачивали воду при помощи строительных машин на паровых двигателях импортного производства.

Самой сложной задачей была установка в грунт оснований бетонного быка, который был основой всей конструкции. Строителям приходилось работать иногда по пояс в ледяной воде. Поэтому, ряд работников были поощрены по окончании стройки различными наградами.

Особенно тяжелыми были три последних месяца. Пришлось в срочном порядке сооружать тепляк (временное сооружение для строительных работ),  чтобы успеть до половодья закончить работы, а также по традиции успеть до 18 марта - Дню Парижской Коммуны, тогда официальному празднику и выходному дню. Необходимый металл собрали за неделю, дерево пришлось искать дольше - лесозаводу № 11 понадобилось на это три недели.

Уложились в срок, и к праздничной дате мост был украшен гирляндами из хвои и флагов. Низ сооружения обвили красной лентой. Въезды на него были украшены арками, на которых были даты начала и завершения строительства. В 12 часов на импровизированной трибуне из пожарного автомобиля под звуки «Интернационала» начался торжественный митинг, на котором выступали руководители города. В своей речи они говорили, что открытие моста станет новым эпохальным этапом в развитии коммунального хозяйства города. После митинга через мост проехали три пожарные машины, чтобы доказать сомневающимся (были и такие): у сооружения высокий запас прочности.

Мост на Пески в 50-ые годы ХХ века
Мост на Пески в 50-ые годы ХХ века Фото: ГБУ «Государственный архив Пензенской области»

По иронии судьбы в первоначальном виде мост простоял около двадцати лет и в послевоенное время его очередной раз перестроили: он стал полностью бетонный. В соответствии с модой того времени мост оформили в стиле «сталинского ампира» с изящными фонарями и чугунными решетками. В этом виде он и дожил до наших дней. Хочется верить, что это последние изменения за 300-летнюю историю этого путепровода.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах