В конце октября в России отмечали день автомобилиста. Пенза по уровню автомобилизации сейчас находится на одной ступени с Москвой. И любовь к четырехколесному транспорту с мотором проявилась у жителей сурского края еще 100 лет назад.
Они были первые
Самое раннее упоминание об автомобиле в нашем городе относится к сентябрю 1906 года. Краевед Олег Сиротин сообщает, что в «Пензенских губернских ведомостях» не без гордости рассказывали о первом подобном экипаже. Горожане новинку встретили с интересом, хотя и не без опаски.
«Думается, что город наш не совсем еще медвежий угол», - не без гордости сообщал неизвестный корреспондент.
В личном архиве преподавателя художественного училища Д. Н. Димакова сохранилось фото Л. Н. Цеге с братом на небольшом двухместном автомобиле импортного производства. Поэтому Олег Сиротин предполагает, что это и есть, возможно, фотография первого автомобиля в нашем городе.
Следующим в череде пензенских автовладельцев был богатый купец-лесопромышленник Андронов. В начале десятых годов ХХ века он, оставляя огромный шлейф из дыма (возможно, его машина работала на паровом двигателе), подъехал к своему дому на углу улиц Рождественская (М. Горького) и Троицкая (Кирова). Некоторые прохожие заглядывали под сиденья и капот, гадая, не выскочит ли оттуда внезапно черт. Смеющийся же владелец неторопливо объяснял зевакам принцип работы своего приобретения.
Примерно в 1909 году встречается упоминание, что находчивые предприниматели из фирмы «Каулин и Клемент» наладили в Пензе первое подобие регулярного автомобильного движения. За плату можно было доехать даже до Ахун (в то время этот поселок территориально не входил в Пензу).
Многие владельцы авто, чтобы оправдать расходы на топливо, содержание шоферов и запчасти, часто использовали свою технику как такси. Так поступали, например, художник Новохацкий и зубной врач Файнштейн. Самой же популярной маркой автомобилей в Пензе были в то время машины Генри Форда (что неудивительно, учитывая их относительно невысокую цену). Всего же к 1914 году в Пензе насчитывалось восемь авто. В январе 1918 года Пензенский губсовет получил в свое распоряжение 2 легковых машины и 26 грузовиков. Частные легковые автомобили вернутся в наш город только через много лет.
Культовые советские автомобили Великой Отечественной войны
Культовые советские автомобили Великой Отечественной войны
Давайте я вас подвезу, если, конечно, получится…
Владение первыми автомобилями были настоящим испытанием для тех, кто за ними ухаживал.
Стандартный автомобиль 1900-1910 годов имел почти полностью деревянный кузов, изготовленный и окрашенный по методу каретных мастерских. После нескольких лет активной эксплуатации кузова приходили в полную негодность, и их приходилось менять. Из металла были изготовлены только капот и рама. Даже колеса многих первых машин были сделаны из дерева.
Багажники первых машин не были предназначены для перевозки клади. Отправляясь в путь, их заполняли доверху инструментами и запасными частями. Ненадежные двигатели и примитивная трансмиссия постоянно ломались, поэтому редкая поездка обходилась без приключений для водителей и пассажиров. Чтобы починить, например, отвалившийся карданный вал, первое время нужно было снимать сиденья и разбирать пол салона. Не возили на первых машинах и запасные колеса, поэтому шиномонтажный инструмент тоже приходилось брать с собой.
Рули уже тогда приобрели современный вид, а вот другие органы управления привели бы в шок современных автолюбителей. На руле располагался рычаг управления клапанами, а рядом была вынесена специальная колонка с двумя ручками - регулятором зажигания и дросселем. Один поднимался вверх, другой вниз. Для регулирования скорости нужно было постоянно крутить регулятор зажигания. Неопытные водители часто глушили двигатели прямо посередине дороги. Завести же машину с пары поворотов ручки было большой удачей, обычно у шоферов немели руки от усталости. Никаких усилителей тормозов и в помине не было, поэтому при резком торможении физически слабые водители часто попадали в аварии.
Первые автомобильные фары были обычными закрытыми лампами, в которых горели свеча или масло. Во время поездки они часто потухали, поэтому подходили больше для стоянок. С конца XIX века в ход пошли ацетиленовые лампы. Они требовали ухода, а также постоянно взрывались, но зато сияли более-менее стабильно. Свет появлялся благодаря специальному газогенератору, он издавал характерный шипящий звук из-за карбида, который и вырабатывал газ ацетилен. Карбид, кстати, надо было менять каждые 4 часа.
Но и это еще не все. Первые автомобили не имели полностью закрытого кузова. Чем это грозит водителю и пассажирам, поймет каждый, кто ездил на скутере на скорости свыше 50 км/ч. Пронизывающий ветер даже в теплую погоду найдет каждую щель в одежде и отправит незадачливого водителя болеть простудой. А если еще на улице мороз… Поэтому перчатки с крагами на меху, специальные очки и утепленные шлемы были у каждого уважающего себя шофера.
Машина в те годы была не просто роскошью, но еще и роскошью капризной и не всегда приносящей своим владельцам удовольствие. Благо богатые хозяева первых авто их и не ремонтировали, полагаясь больше на наемных шоферов».