Через несколько дней город на Суре готовится отпраздновать своё 360-летие. Символом тех, кто стал его основателями, стал памятник «Первопоселенец» на улице Кирова. Сейчас он является визитной карточкой области: возле «мужика с конём» назначают свидания, по нему ориентируются в городе. Однако, для того, чтобы этот монумент открыли в 1980 году, пришлось идти на хитрости: иначе Первопоселенца могли запретить.
Олимпиада, Куликовская битва и «русофильство»
Идея создания памятника, посвящённого основателям и первым жителям Пензы, принадлежит Георгу Мясникову, который в 1961—1986 гг. был вторым секретарём Пензенского обкома КПСС. Георг Васильевич активно интересовался краеведением. При нём в Пензе появились музеи Мейерхольда, Ключевского, Куприна, а также Музей одной картины.
«Версия создания памятника «Первопоселенец» гласит, что в 1977 году Георг Мясников встретился с известным ленинградским скульптором Валентином Козенюком, – рассказала заведующая культурно-образовательным отделом ГБУК «Пензенский крае-ведческий музей» Татьяна Черникова. – На встречу с Георгом Васильевичем скульптор привёз снимок, на котором была запечатлена его заготовка к скульптуре «Вольга и Микула». Микула пришёлся по душе, а от Вольги было решено избавиться. Так появился крестьянин с копьём в правой руке и с сохой в левой: символ того, что те, кто строил крепость, были крестьянами и пахарями, которые одновременно с этим несли военную службу».
С конца 1977 до начала 1980 года Валентин Козенюк работал над «Первопоселенцем». Георг Мясников планировал открыть памятник к 8 сентября 1980 г., в день 600-летия Куликовской битвы. Идея монумента мало вязалась с такой датой, но это была не самая серьёзная проблема. Во-первых, сама скульптура (а это был первый конный монумент в Пензе) сильно отличалась от других арт-объектов в городе: на тот момент в областном центре стояли памятники участникам Октябрьской революции 1917 года, В. И. Ленину, другим крупным советским политикам и мемориалы, посвящённые погибшим в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, в 1980 году в Москве проводились Летние Олимпийские игры, и в это время было запрещено строить дома культуры и открывать мемориалы в регионах. Георг Васильевич понимал риски, но отказываться от идеи не хотел. Переносить открытие памятника на более благоприятное время тоже не собирался.
«Могут прихватить с этим памятником: русофильство»; «верит (Козенюк), что «Первопоселенец» ― получится, но есть страх, что за него нас разделают», – писал в своём дневнике Георг Мясников.
Однако, несмотря на опасения, Георгу Васильевичу удалось выйти из положения: памятник был зарегистрирован как садово-парковая скульптура, поскольку на такие объекты запрет не распространялся.
«ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»
Изначально Георг Васильевич собирался установить «Первопоселенца» на земляной горе у кафе «Засека». Место было красивым, популярным у горожан: лесной массив, окраина города. Однако в процессе работы над памятником стало очевидно, что он выйдет монументальнее, чем планировалось. Места у «Засеки» ему явно не хватит. Да и к тому же, Георг Васильевич решил, что будет нехорошо, если памятник станет ассоциироваться с общепитом. У Мясникова возникла другая идея.
«Преобразить верх улицы Кирова: восстановить вал и фрагмент крепостной стены, обозначить символом в виде набатной башни с колоколом и подлинной пушкой крепость Пензу, а напротив, на самом обрыве, создать сквер и установить памятник Первопоселенцу Пензы. Сделать это всё к 8 сентября, дню 600-летия Куликовской битвы», – вот что задумал Георг Мясников.
Проект оформления площадки под памятник разработал ленинградский архитектор Юрий Комаров. Согласно плану, в основе должен был быть двухметровый рукотворный курган, на его вершине — мраморное основание для скульптуры. Саму площадку окружили решёткой, на которой были изображения герба города. Был реконструирован земляной вал, у его подножья поставили пушку и мемориальную плиту. У подножья памятника Первопоселенцу была выбита надпись: «ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ».
Это время основания крепости по старому и новому стилю, а также слова из документа, сообщавшего о начатых работах.
«В работе по сооружению комплекса принимали участие коллективы завода «Электроавтомат», производственного объединения «Пензтяжпромарматура», горэлектросети, дорожного ремонтно-строительного управления, «Горзеленстроя», Художественного фонда Ремонтно-строительного управления, учащиеся школ, училищ г. Пензы», – рассказал министр по охране памятников истории и культуры Пензенской области Александр Понякин. – В мемориально-исторический комплекс входят крепостной вал 17 века, деревянная девятиметровая звонница с чугунной плитой (120*100 см), на которой рельефными буквами сделана надпись: «Оборонительный вал города Пензы. Сооружён в 1663 году». На пьедестале – небольшая чугунная мортира».
Жителям города «Первопоселенец» сразу понравился. Это было изображение не какого-то правителя или кого-то, кто был далёк от простого обывателя, а обыкновенного человека, благодаря которому появилась Пенза. Прозвище «мужик с конём» быстро закрепилось за монументом.
Однако любовь у жителей города к первопоселенцу оказалась своеобразной: то фуражку на него наденут, то на коне яблоки нарисуют. Правда, по сравнению с тем, как от горожан доставалось другим, более современным памятникам (например, настрадавшемуся от горожан «Кентавру»), всё это — милые шалости.