Примерное время чтения: 3 минуты
504

«Федька», да «сумки». Как были полезны пензенские паровозы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. «АиФ-Пенза» 01/02/2017
Пассажирский паровоз марки Су теперь является раритетом.
Пассажирский паровоз марки Су теперь является раритетом. АиФ

Есть в вечерней Пензе некое очарование и шарм, возможно именно прогулки по вечернему городу вдохновили в своё время Салтыкова-Щедрина на написание своих произведений. Постепенно шум машин стихает, город погружается в сладкую дрёму до утра, практически ничего не нарушает заснеженный покой города, но бывает, зашумит натужно локомотив, застучат колёса вагонов о стыки рельс и еще долго в ночном воздухе будет носится специфический запах гари и креозота. Это напомнит о себе железная дорога.

Сама железная дорога появилась в Пензе во второй половине 19 века (участок Моршанско-Сызранской железной дороги). С сооружением этой трассы центральные губернии получили возможность железнодорожного сообщения с территориями Поволжья, богатыми хлебом.

Железная дорога явилась тем «локомотивом», который менял облик самой Пензы, строятся солидные мосты через реки, открывается паровозное депо (нынешнее локомотивное депо Пенза-3), имевшее 4 паровозных стойла. В 1880 году в Пензе открыто техническое железнодорожное училище Моршанско-Сызранской железной дороги. Выпускники направлялись на работу в паровозное депо, мастерские и технические пункты по ремонту вагонов.

Первыми паровозами в депо стали «овечки» и «джойки» (паровозы марки Ов) самые массовые из до революционных локомотивов. После революции к ним прибавились «федьки» и «сумки» (паровозы марки Су и ФД), наиболее совершенными обитателями Пензенских депо в техническом плане стали послевоенные товарные паровозы марки Л «лебеди, лебедянки».

Это интересно
Станция Пенза-1 является станцией «стыкования» постоянного (со стороны Рузаевки и Сызрани) и переменного (со стороны Ртищево) тока. Линия на Моршанск не электрифицирована. Электрификация железной дороги в Пензенской области началась во второй половине двадцатого века, а до этого момента с момента возникновения и практически вплоть до 60-70х годов прошлого века основной движущей силой на железной дороге являлся паровоз. Воспетый в песнях и отснятый во множестве кинофильмов, трудяга-паровоз является гениальным изобретением, что и определило его место на железной дороге на добрые полторы сотни лет. И даже после окончательной замены паровозов тепловозами и электровозами, паровозы долгое время стояли «законсервированными» в качестве стратегического резерва, в силу своей неприхотливости и топливной «всеядности». Крест на паровозах в нашей стране окончательно поставили в январе 1991 года, когда по постановлению Совета министров большую их часть надлежало отправить в металлолом, а охраняемые объекты, где они стояли на консервации, закрыть...

До наших дней в Пензе «дожили» несколько паровозов, наиболее известные из которых: товарный паровоз марки Л (Л-3854), и пассажирский паровоз марки Су (Су 213-89).

Паровоз марки Л построен Ворошиловградским (Луганским) тепловозостроительный заводом в 1954 году (Пензе передан в 1958 году), использовался в качестве локомотива на ретро-маршруте Пенза — Пачелма, Пенза — Самара, а также других направлениях, сейчас снят с маршрута и находится в депо.

Пассажирский паровоз марки Су установлен рядом со зданием Пензенского автовокзала в 1985 году к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Построен он Коломенским заводом в 1938 году. Всего таких паровозов, хорошо себя зарекомендовавших на железных дорогах СССР, было произведено около 3 тысяч. «Пензенский» паровоз в военные годы возил санитарные составы.

Интересная деталь, пассажирские паровозы той поры красились в зелёный цвет, а товарные в чёрный, санитарному составу полагался опознавательный знак в виде красного креста на белом фоне, но подобный символ ни сколько не смущал фашистов уничтожавших беззащитные санитарные составы наравне с другими военными эшелонами и бронепоездами. Для установки его на постамент были проложены временные рельсы от депо через улицу Ухтомского до места «вечной» стоянки. Сейчас он «замер» на пьедестале и стал одним из любимых мест для игр пензенской детворы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах