Начало нового учебного года в Пензе ознаменовалось открытием сразу двух образовательно-производственных кластеров: педагогического и строительно-дорожного. Открыты они на базе соответственно пензенских педагогического и архитектурно-строительного колледжей. На очереди создание кластера в сфере промышленного производства. А пионером среди похожих объединений образовательных организаций и работодателей стал сельскохозяйственный кластер.
Кому нужны эти кластеры, чем они будут заниматься и почему они один за другим появляются именно в последние годы?
Диктуют федералы
Старт образовательно-производственным кластерам дал федеральный проект «Профессионалитет», в задачи которого входит приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам работодателей в регионах и в конечном итоге – преодолеть дефицит квалифицированных кадров востребованных специальностей. Понятные задачи, хотя и стары как мир. Но форма воплощения точно новая. В рамках проекта колледжи совместно с работодателями обязаны объединиться в кластеры и совместными усилиями создать учебно-производственную базу, разработать адаптированные для практического обучения программы и образовать преподавательский пул.
Пионеры-аграрии
В аграрном колледже, работающем на базе пензенского аграрного университета, все так и сделали. Этот колледж стал первым в регионе, на базе которого в 2022 году образован кластер. С чем столкнулись на практике, рассказала директор аграрного колледжа Татьяна Чуворкина: «Очень много работы для нас, педагогов, при небольшом кадровом ресурсе! Мы глобально вкладываемся в разработку новых образовательных программ вместе с работодателями. Это время, это труд, это наши интеллектуальные ресурсы». Работодатели, по словам Татьяны Чуворкиной, стараются участвовать в этом процессе, но конечно, не все так активны. Из 10 предприятий, которые вошли в кластер, она назвала три компании, которые действительно проявили заинтересованность в совместной работе по подготовке кадров. И это было ожидаемо. Все же у предприятий на первом месте работа. «Представители предприятий приходят к нам, читают лекции, но это случается не так часто, а хотелось бы, чтобы это происходило в системе. Кстати, все они прошли специальную подготовку и фактически являются преподавателями», - пояснила Татьяна Чуворкина.
Руководитель службы персонала ГК «Русмолоко» Ольга Купцова рассказала, что для их компании работа в кластере это собственно продолжение взаимодействия с образовательными организациями и в частности, с колледжем, по подготовке кадров. Но теперь оно стало еще более насыщенным, еще больше взаимодействия в части проведения теоретических и практических занятий. У компании есть постоянная потребность в зоотехниках, агрономах, ветврачах. Из числа студентов первого выпуска по программе профессионалитета «Русмолоко» готово будет принять до 10 специалистов. Причем, как отметила Ольга, карьерный рост заинтересованным обеспечен. Примеры есть. Например, один из выпускников колледжа начал в компании зоотехником и довольно быстро дорос до директора комплекса.
На студентов, обучающихся в аграрном колледже, у работодателей есть хороший спрос. Министерство сельского хозяйства Пензенской области в 2022-2023 году сделало заказ на подготовку 475 студентов для прохождения практики с дальнейшим трудоустройством на предприятия региона. Так что студенты-аграрии явно учатся с гарантией трудоустройства.
Строители верят в кластер
Дефицит квалифицированных рабочих – это боль строительных и дорожных компаний региона. Он ощущается давно и стабильно. Сейчас потребность в квалифицированных рабочих строительного и дорожного профиля в регионе, по данным Ассоциации СРО «Большая Волга», составляет более 1500 специалистов. Нужны каменщики, арматурщики, сварщики, отделочники, стропальщики, монтажники, механизаторы…
Будут ли быстрее закрываться эти вакансии с учетом созданного строительно-дорожного кластера на базе архитектурно-строительного колледжа. Пока вопрос. Но строители верят в перспективу!
«На мой взгляд, федеральный проект «Профессионалитет», в рамках которого создан строительно-дорожный кластер в Пензенской области - единственный возможный способ решения проблемы кадрового дефицита в сфере строительства. Он предлагает системный подход в решении кадровой проблемы», – считает исполнительный директор СРО «Большая Волга» Лариса Афанасьева. По ее мнению, польза от кластера будет и студентам, и колледжам, и преподавателям, и работодателям и всей экономике региона в целом.
В настоящее время сотрудники Ассоциации СРО «Большая Волга» совместно с педагогами колледжей и сотрудниками кадровых служб строительных предприятий проходят углубленное изучение по программе ФП «Профессионалитет». Далее они будут вместе составлять и внедрять образовательные программы, заниматься трудоустройством выпускников и их адаптацией на производстве. Всего в строительно-дорожный кластер вошли 35 пензенских предприятий соответствующего профиля. Им всем нужны кадры, включая и такие успешные компании в регионе как «Рисан», «Термодом», «Автодорога». Студенты, как считает Лариса Афанасьева, благодаря кластеру и «Профессионалитету» смогут быстро обрести реально нужные навыки для будущей работы и соответственно получить востребованную работу с хорошим доходом.
Нужда в молодых
К деятельности педагогического кластера привлечены 10 организаций дошкольного и 13 организаций школьного образования, 5 учреждений дополнительного образования и 12 муниципальных органов власти. По программам профессионалитета в рамках кластера начали обучаться 400 студентов.
Потребность в педагогических кадрах в регионе тоже ощутима, но в цифрах она не так очевидна. По данным министерства образования обеспеченность образовательных учреждений педагогами чуть ли не стопроцентна. Подвох в другом. Не секрет, что мало кто из учителей работает на одну ставку. Как правило, минимум на полторы, а то и две. И вторая проблема в том, что увы, средний возраст учителей составляет 46 лет. А хотелось бы большего притока молодых. Возможно в рамках кластера удастся обеспечить больший приток молодых педагогов в школы и детские сады.
Быстрое погружение
Одна из задач, которую преследует проект «Профессионалитет» – это более быстрое освоение профессий. То есть студентов колледжей, обучающихся по программам профессионалитета, не будут перегружать общеобразовательными предметами, а с первых дней начнут обучать профессиональным навыкам.
«С 1-го курса студенты будут погружены в производственный процесс, чего раньше не было. Это такой бесшовный процесс перераспределения образовательных усилий, когда теория сразу подкрепляется практикой. Проще говоря, обучающиеся прослушают теорию на занятиях и сразу же перейдут в новые лаборатории колледжа или на производственные участки работодателей отрабатывать и закреплять свои знания на практике», – рассказал заместитель министра образования Пензенской области Алексей Фомин о том, как будет строиться образовательный процесс в новом формате.
Одним словом, практика в приоритете. Если раньше, по словам Алексея Фомина, в программе обучения в колледжах практика занимала 60 %, то теперь все 85%. Более того уже к середине обучения студент доложен понять для себя, где он будет работать. Это хорошо и для студента, и для работодателя!
Кроме прочего, быстро погрузиться в профессиональную компетенцию и обрести востребованную работу с хорошей зарплатой в рамках «Профессионалитета» смогут и взрослые. Для них новые производственные площадки с современным оборудованием в колледжах тоже будут доступны.
Вот, к примеру, какие зоны для практической деятельности оборудованы на базе архитектурно-строительного колледжа в рамках образовательно-производственного кластера:
- участок проектирования зданий и сооружений проектирования проекта производства работ;
- участок общестроительных работ (бетонных, каменных, штукатурных, плотничных работ);
- кабинет инженерного оборудования зданий и сооружений;
- лаборатория испытания строительных материалов и конструкций;
- кабинет изысканий и проектирования автомобильных дорог, аэродромов и городских путей сообщения;
- лаборатория геологии и грунтоведения, геодезии
- участок сварочных работ.
Всего их тринадцать. Более чем полноценный набор для отработки практических компетенций в сфере строительства и дорожного хозяйства.
Промышленники на очереди
Образовательно-производственный кластер нужен и пензенским промышленникам. В этом уверен исполнительный директор Ассоциации промышленников Пензенской области Александр Акимов.
Потребность в квалифицированных рабочих для промышленного сектора в Пензенской области, по информации Ассоциации промышленников Пензенской области, составляет 2000 человек. Это в первую очередь, токари, слесари, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ. На сегодня 12 квалифицированных рабочих требуется на завод «Пензтяжпромарматура», 10 – на Радиозавод, 7 – на предприятие «Электромеханика». Список можно продолжить, кадры нужны. И значит, кластер нужен!
«Чем хорош кластер, – рассуждает Александр Акимов, – тем, что колледжи целенаправленно будет готовить кадры для предприятий, которые войдут в кластер. Причем обучение будет проводиться на тех станках, которые используются на этих предприятиях. А значит студент, которого обучат на этом оборудовании и пойдет на работу туда, где он уже знает, на чем и как он будет работать. То есть будет полностью адаптирован к производству».
Заявку на получение гранта для создания кластера промышленники уже отправляли в федеральный центр. Но пока Пензу подвинули в списке претендентов такие регионы как Казань и Нижний Новгород. У миллионников, конечно, промышленных предприятий больше и поэтому они в приоритете. «Неправильный принцип отбора регионов на создание кластера. Нам, конечно, тяжело тягаться с более крупными городами. Но мы будем в очередной раз подавать заявку», – оптимистично настроен Александр Акимов.
Первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Пензенской области Владимир Паршин, считает, что любое объединение на пользу делу. И кластеры, безусловно, нужны региону. Но одни кластеры проблему нехватки квалифицированных рабочих не решат. Нужна широкая популяризация рабочих профессий на всех уровнях.
Кстати
350 студентов обучаются в Пензенском аграрном колледже по программе «Профессионалитет». Первый выпуск квалифицированных аграриев в количестве 138 человек, обученных по новым программам, состоится в 2025 году. Согласно условиям федерального проекта 85% из них должны быть трудоустроены на предприятия согласно полученному профилю.