Этим летом в Пензенской области 41 выпускник написал ЕГЭ на 100 баллов. Как такой высокий результат помогает в дальнейшем? Смогли ли выпускники прошлых лет получить желаемое?
Попасть в МГУ
В 2019 году Анастасия Сибирева из Пачелмы после школы собиралась поступать на факультет журналистики. Попасть в престижный вуз ей помогло участие в олимпиаде «Покори Воробьёвы горы!». Победителю было гарантировано поступление в большинство вузов России, если диплом будет подтверждён баллами ЕГЭ по литературе – нужно было набрать 75 и выше. Анастасия получила 100 баллов. Выбирая между МГУ и ВШЭ, она остановилась на первом и, как считает сейчас, не прогадала.
«Благодаря университету у меня появились потрясающие друзья, классные преподаватели, первый опыт работы и много-много всего еще. На лекциях нам говорили, что университет даст вам все, что вы захотите взять. Так оно и вышло», – призналась Анастасия Сибирева.
Окончив вуз с красным дипломом, девушка продолжает учиться, но уже в магистратуре. Планирует в дальнейшем поступать в аспирантуру и защищать кандидатскую диссертацию. Учёбу она совмещает с работой: трудится редактором в коммуникационном агентстве и в ТenChat (российской соцсети для бизнеса).
«Раньше работала тоже на двух работах: редактором на СТС с графиком 2/2 с 10 утра до 22 вечера и ассистентом редактора в другом коммуникационном агентстве. Было сложно, потому что еще параллельно писался диплом, сдавались экзамены. Сейчас пары в магистратуре по вечерам, работа – днем. В целом времени хватает даже на походы с друзьями», – рассказала девушка.
Уехать в Италию
Другая Анастасия, Тельянова, набрала не 100, а 99 баллов на ЕГЭ по обществознанию, однако стала одиннадцатой из 12 в списке на бюджетные места для поступления на специальность «Реклама и связи с общественностью» в Санкт-Петербургском государственном университете. Дальнейшие планы изменили коронавирус и… любовь.
«Из-за ковида учебу сделали полностью дистанционной, и все временно вернулись в свои города. Я тоже приехала в Пензу, но за пару месяцев до этого в Петербурге познакомилась с молодым человеком, который позвал меня путешествовать автостопом. Дистанционная учеба это позволяла, и я воспользовалась возможностью», – рассказала Анастасия Тельянова.
Молодые люди ездили как по России, так и за границу. Увидев Европу, Анастасия подумала о том, что было бы неплохо там пожить. Знакомая, которая училась в Италии, рассказала, что поступить туда легко, нужно лишь выучить английский и подготовить документы.
Анастасия ездила на разговорные курсы по английскому, в итоге подтянула его за полгода и смогла сдать экзамен IELTS (он признается во всем мире) на уровень В2 (то есть выше среднего). Весь второй курс параллельно занималась подачей заявок в итальянские университеты, собирала документы, и в итоге её приняли. Она переехала жить в Италию, в студенческий город Падую.
«Сейчас отучилась уже два года на программе «Italian medieval and Renaissance studies» – итальянское средневековье и ренессанс (гуманитарная программа: смесь истории, искусства, литературы и лингвистики), – рассказала Анастасия. - Из российского университета отчислилась, как только уехала в Италию. Мне было очень интересно пожить за границей, получить интернациональный опыт. Я получаю стипендию (7000 € в год), которая покрывает мои базовые расходы на жизнь, эту стипендию в Италии дают почти всем иностранным студентам».
Анастасия упомянула, что 99 баллов по обществознанию помогли ей найти работу в российской онлайн-школе, где она трудится четыре года. Без подработки жить в Европе, по словам Анастасии, у неё не получилось бы.
«Я приезжаю в Россию (в Пензу) два раза в год. Я никогда не задумывалась об учебе за границей, собиралась получать образование в Пензе или, если получится, в другом российском городе. Сейчас планирую взять небольшой перерыв в учебе, а потом поступать на магистратуру: либо тоже в Италии, либо в другой стране в Европе. А потом, возможно, искать работу в какой-то из европейских стран», – поделилась Анастасия планами на жизнь.
Олимпиады помогут?
Однако не все, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов, утверждают, что им помог столь высокий результат. Полина Сударикова из Колышлея в 2019 году сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов, а до этого ещё и участвовала в финальной игре «Умники и умницы Сурского края», где получила медаль. В социальных сетях Полины в графе «Образование» значится Казанский федеральный университет.
«Даже 100 баллов не гарантия бюджетного места в престижном вузе», – утверждает девушка.
А что тогда помогает? Золотая медаль? Олимпиады? А может, и то и другое?
«В вузах на 100 баллов, как правило, внимания не обращают, – объясняет победитель конкурса «Учитель года Пензенской области – 2023», преподаватель математики средней школы № 9 города Сердобска Святослав Фролов. – Важна сумма баллов по нескольким предметам, а не по одному конкретному. Кроме того, в престижных вузах часто большое значение имеют конкурсные испытания, как, например, в МГУ. Высокая вероятность поступить есть у призёров всероссийских олимпиад, им достаточно сдать предмет, по которому они имеют диплом, на 75 баллов и выше. Однако со следующего года число мест в вузах для олимпиадников будет ограничено».
Мнение
Президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения Пензенской области Максим Семёнкин:
«У нас не было случая, когда бы мы, принимая человека на работу, обращали внимание на его баллы за ЕГЭ. Если мы принимаем на работу студента, то смотрим на его курсовые, дипломные работы, некоммерческие проекты, в которых он участвовал, если таковые есть. На собеседовании прежде всего внимание обращают на портфолио. Высокие оценки – это хорошо, но гораздо важнее, благодаря чему они получены».
Комментарий
Директор Центра мониторинга социальных процессов института регионального развития Пензенской области, профессор Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, профессор ПГУ Игорь Юрасов:
«По своему опыту могу судить, что для успеваемости в вузе не имеет значения, сдал ли студент ЕГЭ с наивысшим результатом. Стобалльники устраиваются после университета не лучше и не хуже других. Карьера в жизни не строится по тому же принципу, что и учёба. Можно хорошо учиться, но отвратительно работать, можно прекрасно работать, но не успевать по предметам. Всё зависит только от самого человека, не от его оценок».