aif.ru counter
124

Дорожная карма. Куда катится общественный транспорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Пенза 16/09/2020
Вячеслав Колесников / АиФ

Пять лет прошло с момента банкротства МУП «ППП», которое отвечало за муниципальные перевозки. За прошедшие годы транспортный портрет Пензы и области сильно поменялся. И перемены продолжаются: уже несколько месяцев обсуждается предложение распрощаться с пензенскими троллейбусами. В верном ли направлении едет общественный транспорт?

Маршруткино засилье

По информации областного управления транспорта, сейчас в Пензе 787 маршруток,125 автобусов и 56 троллейбусов. В муниципалах из них практически остались только троллейбусы. А вот во времена «ППП» картина была другая: Пенза была покрыта паутиной из трех десятков автобусных маршрутов. Сейчас их всего четыре, плюс не относящийся к городскому транспорту 130 маршрут и несколько десятков маршрутов для микроавтобусов.

Похожая ситуация в районах. В Заречном, например, сократили число рейсов муниципальных автобусов в Пензу, один маршрут закрыли вовсе, там также колесят маршрутки.

Любовь к общественному транспорту ослабевает не случайно: бывшие пешеходы пересаживаются в свои личные авто. Заботу о тех, у кого нет пока собственных «колес», взяли на себя частные перевозчики с малогабаритным транспортом. Так получилось, что они вытесняют с рынка муниципалов. Может быть, это и к лучшему?

«Частники  используют упрощенную систему налогообложения, а муниципалы находятся на основной системе, платят все положенные здесь налоги, да к тому же «белую» зарплату, - объясняет эксперт в сфере дорожного движения Олег Володин. - Пассажиров же все эти издержки не интересуют, им важны только две вещи: цена за проезд и график движений». Частные перевозчики в требования времени вписались лучше: и людей возят, и зарабатывают.

Депутат Пензенской городской думы Ольга Изранова:
- Частное управление эффективней муниципального. У частников кадры готовы лучше, и это применимо ко всем сферам, в том числе транспорту. Однако стоит учитывать, что система общественного транспорта очень специфична. И в ней должны учитываться ряд параметров, кроме одной лишь прибыли. Должны учитываться и интересы горожан.
 

Рынок решил

А вот где не зарабатывают, там не возят. Сейчас, например, до села Полеологово в Бессоновском районе ездят маршрутки №155 и 160, но последний рейс из Пензы - 18.45: Кто не успел, тот опоздал. Пассажирам неудобно? Ну, так что же, терпите. Перевозчикам не всегда выгодно возить так, как хотелось бы пассажирам. Зато транспортникам, например, выгодно поднимать стоимость за проезд.

Конечно, ФАС за ними зорко следит: в прошлом году, когда по Пензе маршрутки взвинтили цены, антимонопольная служба смогла доказать картельный сговор. Сейчас решается вопрос о привлечении перевозчиков к административной ответственности. Но цены за проезд-то так и не снизили.

«Смерть» троллейбусов будет как нельзя кстати частному транспорту. Объем пассажирских перевозок – это тот кусок, который не хотелось бы ни с кем делить.

Депутат Пензенской городской думы Александр Рогожкин:
- Транспорт, если говорить о форме собственности, не должен находиться в частных руках. Ровно также, как образование должно быть сферой ответственности именно государства, а не частных контор. Очевидная логика игры на рынке состоит в желании получать прибыль. А вот дороги - это артерии города. Люди так или иначе вынуждены пользоваться транспортом каждый день, от качества оного зависит народосбережение. В этих условиях гонка за прибылью ведет к ухудшению обслуживания.

Последние из муниципалов

В разных городах и в разных странах судьбу общественного  транспорта решали по-разному. С поправкой на прошлое и с оглядкой на будущее. А будущее сулит интересные перспективы.

Например, сейчас в Минтрансе РФ на полном серьезе рассматривают вопрос  о том, чтобы сделать большинство дорог платными, а общественный транспорт, наоборот, бесплатным. То есть хотят пересадить граждан обратно с личного транспорта на общественный.  Так, по мнению разработчиков, удастся расправиться с пробками в городах и улучшить показатели экологии. Проект не критикует только ленивый, но путь, который выбирает правительство РФ, в той или иной форме давно практикуют в европейских государствах. Общественный транспорт сделали бесплатным в крупных городах Эстонии, в Женеве, в Люксембурге. А в центр Лондона уже въезд на личном авто исключительно платный. Число автомобилистов в Европе снижается последние 20 лет, в Москве из-за жесткой парковочной политики, как отмечает РБК со ссылкой на Минтранс, жители начали отказываться от личных машин.

В Пензе, где уровень автомобилизации уже выше московского, идея может найти своих почитателей. Вот только на каком общественном транспорте придется возить пассажиров, если и троллейбусы, последние из муниципалов, пустят на металлолом?

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах