На днях в центре города задымился автобус МАЗ. Только за текущий год это второй подобный случай, а за последние четыре года - четвертый. Почему поездки на общественном транспорте становятся горящими? И почему это касается не только Пензы?
«Вспыльчивые» белорусы
В 2016 году пресс-служба мэрии сообщала о покупке нового транспорта: «автобус большого класса марки МАЗ-103965 отвечает требованиям Евро-5 - оснащен газовым двигателем Mercedes, работающем на метане. Вмещает до 100 пассажиров». Он должен был решить транспортные проблемы города. В последнее время МАЗ-103 чаще видели на маршруте 82С, который соединяет левый и правый берега Пензы, перевозит большое количество пассажиров.
Однако водители от белорусских МАЗов оказались не в восторге. «Наши «ЛиАЗы» гораздо надежнее и лучше в эксплуатации», - признавался изданию один из профессиональных водителей, недавно вышедших на пенсию.
Дурную славу МАЗы заработали не случайно: в Пензе они дымят с завидной периодичностью. Около месяца назад в Пензе горел автобус на улице Тухачевского, до этого автобусы тушили в августе 2016-го и в августе 2017-го. Сценарий у этих ЧП одинаков: транспорт загорался прямо на ходу во время движения по маршруту, пассажиров вовремя успевали эвакуировать, в качестве причины указывали неполадки с проводкой.
Похожие случаи были не только в Пензе. МАЗ-103 дымился в Иркутске, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону. Дотла они сгорали и в Москве, полыхали в Вологде на открытой площадке.
Проверка на пожаропрочность
Казалось бы, такое количество ЧП должно было стать поводом для масштабной проверки МАЗов. Проводилась ли она, осталось неизвестным - руководство белорусского предприятия так и не ответило на запрос издания, российские контролирующие структуры, в которые корреспондент еженедельника делал запрос, о ней тоже не упоминали. Но дело не только в МАЗах.
Как сообщил замначальника УГИБДД по Пензенской области Олег Барковский, плановые проверки не проводятся в отношении юрлиц, ИП, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств. Однако, если полиции во время рейда попадется автобус, имеющий технеисправности, то его владелец и водитель будут привлечены к ответственности за выпуск на линию опасного транспорта.
Плановые проверки есть у МЧС. В ответ на запрос «АиФ-Пенза» начальник управления Сергей Козлов сообщил, что проверки для данного класса автобуса проводятся раз в шесть лет, внеплановые - после наступления срока устранения нарушений, указанного в предписании.
Контролирующие органы строго исполняют данный им наказ - не кошмарить бизнес, поэтому ревизиями его и не мучают. Считается, что сам бизнес должен вести себя сознательно.