Задолго до появления автобусов и троллейбусов по пензенским улочкам курсировали омнибусы – крытые многоместные кареты, запряженные лошадьми. И было это не так давно – немногим более ста лет назад. Омнибусное движение открылось в Пензе в декабре 1883 года и первоначально включало девять остановок – от церкви Спасителя (ныне дворец культуры Железнодорожников) до улицы Московской.
Стоимость проезда от одной остановки до другой составляла пять копеек. Любопытный факт: острые на язык горожане быстро переименовали «омнибус» в «обнимусь», потому что от тряски пассажиров в нем то и дело бросало друг на друга.
Новая веха в истории пензенского транспорта открылась 10 мая 1926 года. На улицы вышли автобусы. Четыре автомобиля, в числе которых были и первые советские грузовики, маленькие и юркие «АМО-Ф-15», работали 16 часов в сутки, делая 12 рейсов по маршруту «Вокзал Пенза-1» –«Советская площадь» – «Совбольница» – «Велозавод».
В советское время система пензенского общественного транспорта развивалась ударными темпами. Спустя три года после пуска первых автобусных линий открываются первые курсы водителей. Создается местное отделение всероссийского общества «Автодор». Подсчитано, что уже в 1930 году пассажиропоток в городе достиг 55 тысяч человек, а общая протяженность автобусных линий составила 18 километров.
В годы войны Пенза стала крупным индустриальным центром – сюда эвакуировали десятки предприятий и тысячи людей. Возникла потребность в усовершенствовании транспортной схемы. Предпочтение в итоге отдали новому виду транспорта – троллейбусу, так как более распространённые в то время трамваи были слабо приспособлены к холмистому рельефу города. Троллейбусное движение по маршруту «Пенза I» - «Мебельная фабрика» открыли в 1948 году. Примечательно, что депо к тому моменту построить не успели, и целый год три автомобиля – именно столько насчитывал первый троллейбусный парк - ночевали на площади перед драмтеатром.
В последние годы пензенский общественный транспорт пришел в упадок. Муниципальное предприятие «Пассажирские перевозки» обанкротилось. Однако мэрия обещает, что у Пензы вновь будет муниципальный транспорт, предлагая даже увеличить число троллейбусных маршрутов. Этот вопрос будут обсуждать на завтрашней сессии Пензенской городской Думы.