Насколько сложнее выпускникам автошкол будет справляться с экзаменами, выяснял корреспондент «АиФ».
Проблемы в голове
Новая система призвана в первую очередь уменьшить количество аварий на дорогах. Толчком к принятию регламента стала статистика, собранная ГИБДД России. Согласно ей, за девять месяцев текущего года в целом по стране произошло порядка 19 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж которых менее двух лет. Жертвами этих ДТП стали почти полторы тысячи человек.
Грядущие изменения затронут и практическую, и теоретическую части экзамена. Так, например, изменятся правила прохождения компьютерного тестирования. После каждого неправильного ответа будущему водителю предложат пять дополнительных вопросов из того же тематического блока. «Засыпался» - получай билет на пересдачу.
«С одной стороны, это большой плюс новой системы, - рассказывает Валерий Барков, руководитель Пензенской автошколы ДОСААФ. – Потому что это позволит отсеять тех, кто при сдаче экзаменов полагается на «авось». С другой – компьютерное тестирование само по себе имеет очень много недостатков. Правильный ответ на вопрос можно элементарно угадать, ткнув наобум в один из четырех вариантов. В этом плане советская система, когда ученик садился перед экзаменатором и отвечал ему устно – объяснял, аргументировал каждое свое действие – кажется мне куда более эффективной».
Но если нововведения в теоретической части, в целом, пойдут начинающим водителям на пользу, с испытаниями на площадке дела обстоят намного сложнее. Так, например, одно из главных нововведений – выполнение упражнений на время – по мнению инспекторов, лишь добавит процессу суеты.
«Если сейчас у водителя есть возможность выполнять упражнения аккуратно и без спешки, то с принятием нового регламента такой возможности не будет, - констатирует Барков. – Куда ему смотреть – вперед, по зеркалам или на таймер? Это во-первых. А во-вторых, есть большая вероятность того, что он за время обучения привыкнет спешить там, где это не нужно, и будет точно так же вести себя на дороге. А дорога и тренировочная площадка – совершенно разные вещи, на дороге излишняя спешка может обернуться плачевными последствиями».
Наконец, по мнению Баркова, новый регламент не оправдает себя в главном: от усложнения экзаменов аварий на российских дорогах не станет меньше.
«Чтобы был ощутимый результат, работать нужно не с бумагами, а с населением, - разводит руками Валерий Степанович. – Поверьте, автошколы не учат людей ездить на красный свет, превышать скорость, давить пешеходов. Это менталитет такой, и станут экзамены сложнее или проще – он не изменится».
По словам Баркова, в последние годы на дорогах сложилась абсурдная ситуация: нарушая правила, водители… самоутверждаются. Особенно часто этим грешит молодежь.
«Это почему-то вдруг стало престижным, - продолжает наш собеседник. – Почему – я не знаю. Но пока эта установка из сознания людей не исчезнет, аварий не станет меньше».
Добро пожаловать за парту
По мнению инструкторов, единственный на данный момент действенный способ снизить аварийность на российских дорогах – ужесточить наказание за нарушение правил.
«В советское время, если помните, человеку, только-только закончившему обучение, выдавали временные права, - рассказывает заместитель начальника Пензенской автошколы ДОСААФ Алексей Абрамов. – И если он в течение года попадался на езде не по правилам, их отбирали, а его направляли на пересдачу. После подсчет нарушений велся при помощи талонов. Принцип был тот же самый: набрал столько-то баллов - добро пожаловать за парту. Более того – на злостных нарушителей накладывались определенные ограничения. Например, им нельзя было получить права на вождение транспортных средств категории «D» - то есть, пассажирских автомобилей».
Сейчас система действует немного другая. Никаких талонов и временных удостоверений нет, и на повторное обучение нарушителей никто не отправляет. Максимальное наказание, которое можно получить за нарушение ПДД – если, конечно, дело обошлось без пострадавших – лишение прав на срок до двух лет или пятнадцать суток ареста. Но и это, как показывает практика, действует не на всех.
«Сколько раз бывало так, что у человека не погашены десятки и даже сотни тысяч штрафа, - продолжает Абрамов. – И ничего, он спокойно продолжает ездить. Ну сядет он на пятнадцать суток, ну отсидит, выйдет. И все начнется сначала».
Когда разговоры о новом регламенте только-только начинались, многие посчитали, что после его принятия в автошколах буйным цветом расцветет коррупция. На первый взгляд назвать эти опасения беспочвенными нельзя: действительно, многие вместо того, чтобы корпеть дни и ночи напролет над сводами правила, захотят пойти по легкому пути и «позолотить» инспектору ручку. Однако Валерий Степанович такую возможность отвергает.
«Сейчас в этой сфере установился очень жесткий контроль, – рассказывает он. – И с принятием нового регламента его еще больше усилят. Все учебные машины оснастят камерами видеонаблюдения, которые будут фиксировать картинку сразу с нескольких точек – и в том числе изнутри, из салона. Так что говорить о том, что права станут чаще покупать, я думаю, все же не стоит».
Что изменится в практике
- Вместо трех основных упражнения начинающему водителю придется выполнить пять, в числе которых «остановка для безопасной высадки пассажиров», «парковка задним ходом» и прочее. На автоматизированных автодромах появится также «проезд регулируемого перекрестка». Для кандидатов на права категории «А» добавится «скоростное маневрирование» - объезд восьми конусов за 25 секунд.
- Упражнения придется выполнять на время. Так, на категорию «B» новый регламент с начала экзамена до момента получения водительского удостоверения отводит 3 часа 10 минут. На категорию «А» - 2 часа 10 минут.
- Ужесточится балльная система. За мелкую ошибку во время езды по городу ученик получит 1 балл. За среднюю – 2, а за грубую – 5 баллов. При этом 5 баллов – верхняя граница, при достижении которой экзамен считается проваленным.
Что изменится в теории
- За каждую ошибку при прохождении теста экзаменуемому предложат еще пять вопросов из того же тематического блока. При неверном ответе даже на один из вопросов экзамен считается проваленным.
Языком цифр
По данным управления ГИБДД УМВД России по Пензенской области, с января по ноябрь 2015 года произошло 1890 дорожно-транспортных происшествий. По вине водителей - 1763. Из них:
- 1370 – с участием водителей легковых автомобилей;
- 206 – с участием водителей, стаж которых составляет менее двух лет;
- 781 столкновение транспортных средств;
- 503 наезда на пешехода;
- 198 опрокидываний;
Чаще всего ДТП происходили в пятницу и субботу: 346 и 308 соответственно.
Кроме того, было зарегистрировано 313572 нарушителей правил дорожного движения. Из них 482 человека нарушили ПДД два и более раз.