Примерное время чтения: 7 минут
752

Архитектурный колхоз. Почему Пенза теряет лицо?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. «АиФ-Пенза» 07/10/2015

Детская песочница

«Год назад я попал на заседание Градостроительного клуба при городской администрации, - рассказывает пензенский художник и краевед Денис Коробков. - На нем собрались архитекторы, чиновники, руководители строительных фирм, краеведы. Все они в течение нескольких часов обсуждали границы исторического центра города, предоставленных в двух вариантах на тот момент главным архитектором города Дмитрием Полишко. Ни к какому единому мнению тогда не пришли, и что такое исторический центр и как его охранять осталось непонятным. Зато выяснилось, что все нормы по соблюдению высотности и прочего уже давно существуют и были четко сформулированы ещё сорок лет назад, но их как не соблюдали так и не соблюдают».

Пензенский художник Денис Коробков
По мнению художника Дениса Коробкова, сегодняшний облик Пензы - это архитектурный колхоз. Фото: АиФ

Денис говорит, что у него сложилось четкое впечатление, что никто не хочет ничего решать и брать на себя хоть какую-то ответственность. Было ощущение, что все делается для галочки и новостного ролика в телевизоре.

«Даже удивило, что никто не хочет снимать с исторических зданий рекламные плакаты, - вспоминает Денис. -  Когда краевед Игорь Шишкин предложил снять безобразные банеры с фасада бывшего Мясного пассажа, что рядом с драмтеатром и являет собой прекрасный образец здания в русском кирпичном стиле, ему ответили, что это частная собственность, и никто не вправе приказывать это делать».

Уникальная архитектура Мясного пассажа закрыта рекламными щитами.
Уникальная архитектура Мясного пассажа закрыта рекламными щитами. Фото: АиФ

Художник Коробков хотел вступить в созданную по поручению мэра Пензы инициативную группу из архитекторов, краеведов и просто неравнодушных горожан, способных помочь общему делу.

«Но меня сначала «накормили завтраками», а потом и вовсе стали игнорировать, - говорит Коробков. - В итоге о создании группы просто забыли. Я написал письмо на имя главы администрации Пензы, где в краткой форме изложил некоторые предложения по благоустройству, но и оно осталось без какого-либо ответа. Так что, все происходящее относительно эстетического облика города больше напоминает детскую песочницу, нежели принятия властных решений».

Не хватает мастеров

По мнению Дениса Коробкова, пензенцам следует признать: строить так как делали наши прадеды, мы просто не можем. Нет тех традиций, нет тех материалов, нет тех умелых рук, нет той любви и, самое главное -  нет желания.

Поэтому куда проще использовать современные технологии, экономичные стройматериалы и креативный дизайн. Вопрос заключается не в том ремонтировать или нет, а в том, как это вообще в состоянии качественно сделать.

улица Московская в Пензе
Строить, как наши прадеды, мы больше не умеем... Фото: АиФ

За последние десятилетия реставрация исторических зданий стала невозможной из-за колоссальных утрат: уничтоженной лепнины, исчезнувших деревянных деталей, будь то дубового паркета или резных дверей.

Объекты, которые составляют жемчужины городской архитектуры, нуждаются в мастерах особого уровня – кузнецах, плотниках-краснодеревщиках, скульпторов-лепщиков, кровельщиках, каменщиках, архитекторах и краеведов.

Как ни странно, но найти деньги на дворец спорта, больницу и концертный зал, даже на нелепые статуи легче, чем на реставрацию. Просто потому, что последнее не приносит прибыли и придется соблюдать множество правил.

«Показательный пример - дом, который вырос за магазином «Будылин»., - продолжает художник. - В строительном плане он был четырех- или пятиэтажным, но строители вошли в раж и смогли остановиться, доделав десятый. Теперь это здание загораживает парадный вид на соборную колокольню, на храмовый комплекс губернского значения. А ведь о том, что собор будут восстанавливать, было известно задолго до начала строительства этого дома».

Потеря вкуса

«За редким исключением, все городские инициативы оборачиваются нелепыми, а иногда и скандальными событиями, как например установка парусника на месте фонтана 1842 года в сквере Лермонтова или арт-объект «Школьница» на улице Московской, - говорит Коробков. - При входе в областную картинную галерею разместили выставку поделок детей из интерната. Я ничего не имею против детей из интерната, но вам не кажется, что уместнее такие вещи устанавливать именно там, где играют их сверстники? Допустим, в парке имени Белинского».

Бюст Сталину, который будоражит умы как его соратников, так и противников, Коробков тоже считает ярким образцом безвкусицы.

памятник Сталину в Пензе
Почему пензенский Сталин - золотой? Фото: АиФ

«Зачем его было нужно красить золотой краской? – удивляется Денис. - Что за мещанское представление о красоте и ценности? Иосиф Виссарионович не Будда и ваять его из золота не есть выражение признательности. Если заглянуть на природу появления некоторых других объектов, тоже обнаружится элементарное отсутствие вкуса и творческая немощность у тех, кто этим занимается».

Единственное, что, по мнению художника остаётся пензенцам - это использовать то, что уже сделано. Всё вокруг измельчало по значимости, по культурной и эстетической ценности. Исчезло содержание, без которого форма являет собой пустоту. Вместо стихов -короткие смс-ки, вместо картин - постеры, вместо театра -интернет, вместо архитектуры - квадратные метры.

Может быть, причина в том, что люди, которые должны решать судьбу исторической застройки, живут в коттеджах далеко за городом и не гуляют пешком по этим старым улочкам?

«Интерес человека, владеющего недвижимостью в центре города, заключается только в одном - чтобы арендатор вовремя платил, - рассуждает наш собеседник.- А то, что он завесил фасад рекламными банерами или «обновил» его евровагонкой, - это его не беспокоит. Проблемы города никого не касаются, так как личное пространство ограничивается входной дверью своей квартиры».

Досье
Коробков Денис родился 12 февраля 1982 года в Пензе. В 2006 году окончил Пензенское художественное училище. С 2007 по 2011 сотрудничает с фондом «Культурное достояние» (Москва) и галереей «N-проспект» (С.-Петербург). С 2008 года участвует в международных и во всероссийских выставках и пленерах. В 2013 и 2014 состоялись его персональные выставки. Награждён двумя золотыми знаками отличия. В сентябре 2015 участвовал в акции «Спасские вечера», за что получил благодарность от митрополита Серафима.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах