Примерное время чтения: 7 минут
166

Частные возможности. Госуслуги могут передать предпринимателям

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ-Пенза» 21/10/2015
maradonna 8888 / Shutterstock.com

Стратегический вопрос

Главная задача стратегии, рассчитанной до 2030 года – увеличить число коммерсантов в России с сегодняшних неполных 18 миллионов до 40 миллионов в идеале, причем особый упор делается на сферу услуг.

Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» предлагает высвободить для частников ниши, занятые сейчас государственными структурами. К примеру, отдать гос услуги на аутсорсинг – то есть, на обслуживание частных компаний.

«Это обязательно нужно делать, причем не к 2030 году, а уже сейчас, - говорит председатель Пензенского отделения «Опоры России» Олег Тоцкий. – Я выступаю за то, чтобы предоставить бизнесу как можно более широкое поле деятельности там, где сейчас сидят чиновники. К примеру, в Пензе на аутсорсинг можно было бы отдать оформление различных документов. Сейчас существуют государственные тарифы – а у частников была бы конкуренция, они бы боролись за клиента в рамках ценовой политики, как сейчас борются за покупателя магазины».

При этом муниципальные унитарные предприятия ( МУПы) планируется отстранить от конкурентных сфер экономической деятельности – таких, как транспорт, бытовое обслуживание, общественное питание, вывоз мусора.

маршрутки
Не всегда полная передача отрасли в частные руки гарантирует качество услуги. Фото: АиФ

Но пензенцам, увы, хорошо известен негативный пример с полной передачей транспортного рынка в частные руки. Сговор перевозчиков, по сути, не оставил пассажирам выбора, в то время как муниципальный транспорт полностью исчез с пензенских дорог.

Разработчики проекта считают, что вопрос можно решить тщательным контролем, но возможно ли это в принципе?

«Я очень симпатизирую прожектерам, но я не верю в то, что рынок сам способен все отрегулировать, а государство сможет наладить процесс таким образом, чтобы чиновники, как говорил классик, «не порадели родному человечку», - считает журналист Семен Вахштайн. - На сегодня этот проект представляется мне чисто бумажным».

Диалог с властью

Еще одна проблема, которая может тормозить реализацию проекта – очень умеренная активность самих бизнесменов. 

«Пока каких-то серьезных шагов в этом направлении нет, - говорит Наталья Назарова, начальник Центра поддержки развития предпринимательства при Пензенском региональном объединении бизнес-инкубаторов. - Молодежи сейчас интересны главным образом новые технологии – интернет, социальные сети».

В то же время пространства, которые можно и нужно занимать частному бизнесу, в Пензенском регионе есть.

Карим Кузахметов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пензенской области
Карим Кузахметов зовет коммерсантов на бумажную работу. Фото: Пресс-служба Правительства Пензенской области

«Тот же аудит в сфере ГО и ЧС, - приводит пример уполномоченный по защите прав предпринимателей Карим Кузахметов. - Организации ждет штраф, если проверка Госпожнадзора найдет недочеты. Предприниматели готовы заплатить компании, которая бы заранее выявляла недостатки. Эксперты могли бы проводить аттестации, консультировать, брать на себя взаимодействие с властью». 

Более того – замещение рынка госуслуг по некоторым позициям уже опробировано и в России в целом, и в Пензе в частности.

Начало пути

Так, в 2012 году появилась служба кадастровых инженеров, которая стала заниматься изготовлением технических планов на помещения. До этого времени техпаспорта выдавала исключительно государственная структура – Бюро технической инвентаризации.

На подготовку документации, к примеру, на производственные помещения законом был отведен месяц. Если клиенту техпаспорт нужен был очень срочно, предусматривалась услуга по повышенному в полтора раза тарифу. При этом «срочность» была очень относительной – до двух недель. Но многие платили, потому что не было выхода.

«Что мы имеем сегодня – на изготовление технического плана уходит один-два дня, - рассказывает Алексей Кононов, директор из одной самых крупных оценочно-кадастровых компаний Пензы. – Правда, кадастровые паспорта по-прежнему делает государственная структура – Кадастровая палата, но на их оформление отведено 10 дней, а за ускорение процесса клиент при желании официально вносит тысячу рублей. В итоге, например, на документацию на производственное здание в 700 квадратных метров у человека уйдет 10-15 тысяч вместо 100-200, как раньше. Потому что на рынке услуг конкуренция! Надо взять на вооружение этот положительный опыт и по другим направлениям работы».

По мнению предпринимателя, его фирма могла бы также взяться за замещение другой госуслуги – оформление ДТП, которые сейчас прибавляют работы и без того очень загруженным пензенским автоинспекторам. Созданные несколько лет назад службы аварийных комиссаров не получили массового доверия у населения. Пока это разрозненные мелкие фирмы, а нужна объединенная мощная структура. Тогда станет меньше заторов на пензенских улицах, где сейчас документация факта ДТП может занимать до восьми часов.

Частники могли бы помочь ГИБДД в оформлении документации при авариях.
Частники могли бы помочь ГИБДД в оформлении документации при авариях. Фото: АиФ

Региональная власть, в свою очередь, заявляет о готовности идти навстречу коммресантам. В Национальном рейтинге инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации за июнь 2015 года, Пензенская область заняла шестое место среди регионов с наиболее комфортными условиями для ведения бизнеса. Считается, что любой кризис – это новые возможности. Главное – суметь их реализовать. «АиФ-Пенза» будет следить за процессом воплощения идеи в реальные дела.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах