Ежегодно в первую субботу июля в «родных местах» ‒ так Лермонтов называл Тарханы — проходит Лермонтовский праздник, который собирает от 5 до 15 тыс. человек. В этом году пандемия жестко ограничила его масштабы. Праздник, 50-й по счету, все же состоялся, хотя и в ином формате. Туристы продолжают ехать сюда, но принимают их небольшими группами. Число этих групп заметно уменьшилось (не более 20 в день). Еще несколько месяцев назад эта цифра была в несколько раз больше, а на стоянке около усадьбы автомобили выстраивались в три ряда.
Почему творчество поэта XIX века до сих привлекает как рядовых граждан, так и президентов стран? Как федеральный музей избежал рейдерских захватов? На вопросы корреспондента «АиФ-Пенза» ответила директор музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова. 15 ноября ей исполнился 81 год, в музее она работает почти полвека.
О рейдерском захвате
Ирина Акишина, «АиФ-Пенза»: Тамара Михайловна, в детстве хотят быть космонавтами, врачами, летчиками. Никто не мечтает стать директором музея. Как вы попали на эту должность?
Тамара Мельникова: Ничего необычного в этой истории нет. Пока училась в пединституте, вышла замуж, родила ребенка. А жилья своего не было. Познакомилась с директором «Тархан», он предложил поехать к нему на работу, обещал квартиру. В музее тогда, кроме него, работало всего четыре сотрудника. Так получилось, что спустя 2 месяца он ушел в отпуск, так как не отдыхал около 2-х лет, а меня оставил за себя, приглядывать за восстановлением дома ключника. Когда он приехал, сказал: «Ты молодец, все у тебя на работу ходят, мужики даже пить меньше стали».
Я по характеру долго оставалась человеком не очень серьезным. Когда мои сокурсники узнали, что меня поставили директором, хватались за головы, уверяли: «Она погубит музей». Но я начала заниматься Лермонтовым и влюбилась в него, в свою работу.
- Сейчас Тарханы не просто музей, это усадьба, где есть пасека, фруктовые сады, конюшня. Здесь работает около 150 человек. Где вы их берете? Это же большая проблема для музеев, особенно в районах, найти грамотных и, чего греха таить, непьющих специалистов. А у вас все экскурсоводы, как на подбор, как будто сами родом из 19 века, вежливые, интеллигентные.
- Это такой больной вопрос… Все экскурсоводы у нас частью местные, частью из Пензы, мы их обучаем, предоставляем жилье, если необходимо. Помня на собственном опыте, как тяжело не иметь своего угла, я скупала для музея старенькие домики, ремонтировала их силами рабочих музея, так что у нас сейчас есть несколько квартир. Но в селе много других проблем.
Как привлечь людей с высшим образованием, если социальные условия на низком уровне, нормальная канализация есть только на территории заповедной части (ее сделала, потому что к нам едут тысячи гостей, мы не можем встречать их без элементарных удобств)? У нас нестабильное электроснабжение, частое отключение воды, нет врача, невысок уровень образования и т.д., и в районах эти проблемы так и не решены. Поэтому с кадрами всегда было тяжело.
- Другой больной вопрос для музеев – это своеобразные рейдерские захваты заповедных зон…
- Да, сохранность территорий постоянно контролируем. Я весь 2011 год провела под прессом проверки «злоупотреблений в особо крупных размерах»: не отдала 10 га земли - участок, который находился напротив центра приема посетителей, часть его входит в заповедную зону, а часть - в охранную. На ней запрещается строительство объектов, которые не имеют отношение к памятнику. Но один из крупных пензенских бизнесменов решил построить там ресторан, конюшню, пасеку. Он хотел здесь жить, он хотел денег. У нас начали проверять наши доходы, расходы. Мы предоставляли документы, сведения которые вынудили прокуратуру извиниться. И смогли отстоять землю.
О Кобзоне и патриархе
- Сейчас говорят о том, что для развития внутреннего туризма надо обучать директоров музеев, готовить их, как своеобразных культурных менеджеров. А вы откуда знали, что нужно делать?
- Тот же Лермонтов и был примером. В университете, как вспоминал его современник, между лекциями он много читал. И мог удивить преподавателя необычным ответом, объяснив, что он пользуется «своей собственной библиотекой, снабженной всем современным», «и до вас еще не дошло». Нужно обязательно учиться самому, ездить за опытом в другие музеи. Ведь музейному делу серьезно не обучают, и даже когда человек проходит такой курс или курсы, все равно это не дает всестороннего глубокого и широкого знания музейной работы, а потому, повторюсь, надо идти в музей и заниматься самообразованием, музейной практикой.
Есть еще одна болезненная вещь: никто по-настоящему не ценит музеи и учреждения культуры, не признавает их важности, их научной ценности. А ведь музеи — хранители редчайших и ценнейших вещей, идей, сведений. Вот пример. В 90-ых годах наш сотрудник, работая в Пензенском архиве, наткнулась на материал о Рэме Вяхиреве (тогда – главе «Газпрома» - Корр). Оказалось, что его родители - из нашей области, из нашего Белинского района. Я передала материал нашему губернатору Василию Бочкареву. И он вцепился в него. Прилетел с Вяхиревым в «Тарханы» на вертолете. Тот ходил по музею изумленный, не мог слова выговорить. И область от него получила помощь в газификации, и в «Тарханах» Газпром отреставрировал барский дом, очистил Большой пруд, построил конюшню и т.д.
- А как приманили к себе еще двух почитателей «Тархан» - Андрея Дементьева и Иосифа Кобзона?
- Это не я, это Лермонтов приманил. Дементьев первый раз приехал более 46 лет назад на Лермонтовский праздник. А потом привез и своего друга Иосифа Кобзона. Благодаря им сюда приезжали многие звезды, и, что очень важно, приглашали министров культуры России. Все, кто в разные годы руководил этим ведомством, бывали в «Тарханах». А это важно, когда ты идешь решать вопрос к человеку, который знает музей.
- И однажды для решения вопроса вы дошли до Путина…
- Нам не удавалось получить разрешение на строительство центра приема посетителей к юбилею М.Ю. Лермонтова в 2014 г. В музее не было в то время ни гостиницы, ни актового зала, ни выставочного зала, ни приличной столовой. И мне сказали: поможет только Председатель Рравительства РФ, в то время этот пост занимал Владимир Владимирович. Я написала ему письмо, объяснила ситуацию, спокойно, без слез. И через 1,5 месяца мне сообщили, что дано разрешение на строительство, но денег не было. Я подождала месяца три. Денег нет. Написала второе письмо Путину. И деньги пришли.
- После этого говорят, что у вас с ним особые отношения…
- Лично В.В. Путина видела и общалась два раза: когда он приезжал в Тарханы на 200-летний юбилей со дня рождения Лермонтова, и в Кремле, когда принимала награду. Он очень интересный, внимательный, умный, человек, слушает и слышит. Сам говорил, что у него всегда дома на тумбочке лежит томик Лермонтова.
- А патриарха Алексея что привлекло в «Тарханах»?
- Думаю, патриарху было интересно узнать об отношении Лермонтова к Богу. Оно было не простым: его претензии к Всевышнему объясняются болезненным отношением к несправедливости, царящей в мире. Но, однозначно, Лермонтов был глубоко верующим человеком, об этом говорит цикл молитв, потрясающих своим глубоким чувством, искренностью, такого нет у других поэтов.
У Лермонтова и психология была верующего: будучи военным, исполняя свой долг, он никогда не упивался боем (читайте «Валерик»), он не ожесточался на противников своих, проникал в их психологию, понимал мотивы их поведения, объективно оценивал их. И все это привлекает верующих к нему.
О реставрации памятников и памяти
- В Пензе сейчас много идет споров о том, как должны реставрироваться исторические здания. Тот же планетарий просто снесли, чтобы построить новый. А вы 20 лет назад также разбирали барский дом…
- Никогда ни при одной реставрации, а при мне это была третья, дом не сносили до основания. Когда приехали ребята Рэма Вяхирева, они сказали: этот дом легче убрать и построить новый. Я им сказала: нет, сносить не будем. Стали разбирать и увидели, что многое сохранилось. Что-то оставили, что-то наиболее ветхое убирали. Чувствовала, если из дома все выгрести, то уйдет аура этого места.
- Украинский президент, когда в очередной раз характеризовал отношения с Россией, использовал строчки из стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия». Чтобы вы ему ответили на это?
- Не обижаетесь, когда школьники, которые приезжают к вам на экскурсии, ни строчки не знают из Лермонтова?
- Таких нет. Хоть что-то, но знают. А если чего-то не знают, у нас, в «Тарханах», начинают понимать, Лермонтова надо знать. Конечно, виноваты в этом учителя, они не смогли донести, рассказать о поэте, так как сами были воспитаны в трудные 90-ые, когда до них никому не было дела. Работать с учителями - очень важное дело.
- Сегодня есть молодые люди, которые считают, что жизнь, которую предлагают им взрослые, не отвечает их требованиям, они не могут себя в ней найти. Кто-то решается на очень жестокие поступки. Это такие герои нашего времени?
- Во все времена и во всех народах были талантливые люди, которые оказывались не полностью востребованными. В этом и гениальность Лермонтова: он поднял проблему, характерную для многих поколений. Чтобы молодое поколение не считало себя потерянным, оно должно читать классиков. Тогда молодые ребята будет знать: они не исключение, и в прежние времена их ровесники испытывали те же чувства. Парни и девушки поймут, что надо не смиряться перед проблемами, не упиваться своими горестями, а искать выход, дело, которое увлечет и будет полезным.
Читайте Лермонтова, там ответы на многие вопросы.