Народный артист России Михаил Яковлевич Каплан ушел из жизни утром в четверг, 7 июля. Актёр, навсегда вписавший своё имя в культурную историю Пензенской области, отдал театру почти всю свою жизнь. Каким его запомнили актёры и коллеги - в материале корреспондента penza.aif.ru.
От Бургомистра до Бегемота
В послужном списке артиста десятки ролей разного плана: кот-Бегемот из «Мастера и Маргариты», Бургомистр из пьесы «Дракон» Евгения Шварца, шут из «Короля Лира». Актёры единогласно говорят: Михаил Яковлевич одинаково мастерски воплощал на сцене как главные, так и эпизодические роли.
«В спектакле «Госпожа министерша» он играет доктора Нинковича, у которого не так много времени на сцене, буквально несколько минут. Но в этой роли он запоминался каждому до конца спектакля наравне с главными героями. Также он одинаково прекрасно играл самые разные роли, например трагикомическую роль Монахова в «Варварах» Максима Горького. В пьесе Евгения Шварца «Дракон» он играет отрицательного персонажа Бургомистра. Но в каждом, даже злом герое, чувствовалось его обаяние», - вспоминает руководитель литературно-драматургической части Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского Виталий Соколов.
Не обходилось и без казусов, об одном из них вспомнила народная артистка России Галина Репная.
«Мы всегда ждали его выхода в одном спектакле по произведениям Шекспира, где он должен был читать сонеты. Но он забывал и начинал говорить сонетами, придуманными на ходу. Надо ли говорить, что за кулисами в этот момент мы буквально умирали со смеху! И каждый раз это были новые стихи, которых мы ждали с нетерпением», - поделилась она.
Когда спрашиваешь актёров о лучшей роли Каплана в театре, ответ всегда один: Тевье-молочник из пьесы «Поминальная молитва». Именно в роли бедного еврея, стремящегося выгодно выдать замуж своих дочек, раскрылся весь диапазон актерских возможностей Михаила Яковлевича. Во многом благодаря его стараниям постановку не раз отмечали даже маститые столичные критики. Кстати, на репетиции именно этого спектакля в 2011 году побывал президент России Владимир Путин.
После того, как Михаил Каплан в 2012 году уехал в Израиль, спектакль убрали из репертуара.
Не удавшаяся роль
Когда ищешь в поисковике фото Михаила Каплана, то невозможно найти фотографии без улыбки. Будто мастер не знал других выражений лица или не пользовался ими.
«Это был очень светлый и приятный человек, - вспоминает Галина Репная. – Ни врагов, ни завистников не было. И при этом профессионал. У меня к нему самые лучшие чувства – это был мой лучший партннр. В той же «Поминальной молитве» я играю его жену, и в сцене где дочка выходит замуж, мы начинаем танцевать. Очень чувственный момент. И каждый раз не могла, начинала плакать во время танца. Он потом говорил, мол, ты чего ревёшь? А я не могу сдержаться, играю как в последний раз», - вспоминает Галина Репная.
«С самых первых репетиций он приучил нас к мысли: не работать вхолостую, - рассказывает художественный руководитель Пензенского областного драматического театра имени А.В. Луначарского Сергей Казаков. – То есть не просто проговаривать текст, а выкладываться на любой репетиции так, будто ты в зале полном зрителей! Сам он просто жил текстом произведений, когда начинал играть».
Самые тёплые воспоминания об артисте остались и у молодых актеров театра.
«Михаил Яковлевич был явлением планетарного масштаба, - рассказывает актёр Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского Николай Шаповалов. – Таких артистов крайне мало, и уход этого поколения из нашего русского психологического театра – серьёзный удар. Для нас, молодого поколения, ударом было то, что он уехал. Мы росли благодаря ему. Можно сказать, что благодаря ему я пошёл преподавать сценическую речь. Он всегда помогал за кулисами, не критикуя никого из нас. Помню, как в том же «Вишнёвом саду» разбирали с ним каждую реплику».
В 2012 году Михаил Каплан в последний раз приехал в Пензу на своё 80-летие. Маэстро планировал вернуться к профессии актёра и репетировал роль в пьесе «Чайка». Михаил Яковлевич должен был играть одного из главных героев, Петра Сорина. Но, к сожалению, болезнь оказалась сильнее.
Несмотря на жизнь в далёком Израиле, Михаил Яковлевич не терял связи с театром, которому почти всю свою творческую жизнь, созванивался с учениками.
«Мы постоянно держали с ним связь, созванивались, всегда спрашивал, как у него здоровье, - заключает Сергей Казаков. - Когда наш театр приезжал в Израиль, то он непременно посещал выступления. Светлый человек. Помню каждый момент с нашего знакомства, когда я, молодой, подошёл к Михаилу Яковлевичу, сидевшему на лавочке напротив театра, и он пригласил нас к себе в гости. С тех пор я не представляю театра без него»…
Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники».