8 декабря отмечается Международный день художника. Эта профессия считается чуть ли не древнейшей на планете — самые первые изображения, известные современности, нарисованы ещё в эпоху палеолита. Но не получится ли так, что искусственный интеллект заменит мастеров? Помнят ли о чувстве прекрасного, когда благоустраивают общественные пространства?
На эти и другие вопросы penza.aif.ru ответила директор Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого — художник Ирина Тюкалова.
Художественный город
Игорь Польских, penza.aif.ru: Ирина Васильевна, сколько в Пензенской области художников?
Ирина Тюкалова: Если говорить только о членах Пензенского отделения Союза художников России, то их примерно около ста. Однако точной цифры количества людей, которые причисляют себя к этой профессии или у которых постоянным хобби является рисование, разумеется, не скажет никто.
Но можно приблизительно посчитать количество выпускников нашего художественного училища вместе с ещё несколькими профильными учебными заведениями: только за один год у нас выходит более двухсот молодых людей с художественным образованием, которые с полным правом могут зваться художниками. Получается, что за последнее десятилетие в Сурском крае стало на несколько тысяч больше людей, несущих в мир красоту.
— Как, по-вашему, не стала ли сегодня профессия художника более коммерческой, чем это было несколько десятилетий назад?
— Картины продавались во все времена и служили источником дохода для художников. Например, в советское время они выполняли государственные заказы на создание агитационных материалов. Сегодня происходит почти то же самое, но с одним отличием — возможностей реализоваться стало больше. Я говорю о творчестве в интернете, создании художественных интерьеров, самовыражении в средствах массовой информации.
— В поисках заработка некоторые художники со своими картинами приходят на улицы города...
— Когда я ещё получала образование, мои педагоги мне говорили: «Будешь плохо учиться, пойдёшь продавать свои работы на площадь». Я не хочу сказать, что искусство там не найдёшь, иногда встречаются достойные внимания картины. Но хорошая, качественная работа априори не может стоить тысячу рублей! Сейчас только за один тюбик краски отдашь 300 рублей! А ведь для написания картины одним тюбиком и одного цвета не обойтись. Плюс к этому затраты на холст, кисти и так далее...
ИИ убивает?
— Сейчас есть программы, при помощи которых без холста и мольберта прямо на устройстве можно создать картину. Они убивают мастерство? Или, наоборот, помогают в развитии художественных навыков?
— В обучении художественному мастерству также применяется компьютерная графика, позволяющая анализировать рисунок. В компьютерной графике ничего зазорного нет: всё, что идёт на пользу и в целях развития художественных навыков, имеет место быть.
Однако настоящая, то есть живая работа, выполненная кистью и красками, так или иначе обязательно затронет струны души любого человека.
— Сможет ли со временем ИИ заменить художников?
— Конечно же, нет. Вы посмотрите, что создаёт искусственный интеллект, там же нет души! Тогда как практически в каждом хорошем рисунке правильно построенная композиция, ритм, тон, гармония, эмоции, что неприсуще искусственному интеллекту.
— Насколько ИИ сегодня используется самими художниками при подготовке картин или иных работ?
— ИИ «плагиатит» уже кем-то созданное. Всё, что генерируется так называемым искусственным интеллектом, на самом деле к художественному интеллекту не имеет никакого отношения. Поэтому художник очень чётко осознаёт, что при создании работ может надеяться исключительно на себя, свои навыки и талант, а не на уже кем-то созданное и преподнесённое в качестве каламбура, не имеющего отношения к творчеству.
— В вашей практике не было случаев, когда студенты пытались схитрить, выдавая сгенерированное изображение за собственный рисунок?
— Слава богу, нет. Были случаи, когда студенты заимствовали что-то из художественной классики, но опять же — они это заимствование рисовали сами.
«Развидеть не получится»
— Не так давно тропа здоровья, а также подвесной мост в Пензе были оформлены в стиле «улицы красных фонарей». Это нормально?
— Давайте не будем ассоциировать те или иные цвета, которыми разукрашивается город, с чем-то негативным. Областному центру в любом случае нужны яркие пятна, которые становятся точками притяжения горожан и туристов из других регионов. Безвкусно ли это? Нет. Так как что-либо в ярких цветах выглядит более современно.
Всё же я считаю, что серебристый цвет более гармонично вписался бы в городскую среду.
— Зачастую на улицах Пензы можно встретить историческое здание в окружении формальных по виду новостроек. Нет ли смысла при строительстве новых домов хотя бы в их фасаде придерживаться прошлых художественных мотивов?
— Есть замечательная поговорка: «Кто первый встал, того и тапки». Она вполне уместна и в контексте вашего вопроса. Если то или иное здание здесь появилось раньше других, то, соответственно, остальные должны в своём облике как-то подстраиваться под «старожила». По крайней мере, общая архитектурная концепция просто обязана соблюдаться. Ведь иначе это просто некрасиво.
Есть образы, которые потом, к сожалению, «развидеть» не получится.
— Лично для меня этим образом стала так называемая скульптура кентавра на Фонтанной площади...
— Вот и я о том же. На мой взгляд, другого слова, кроме как «безобразие», подобрать к нему сложно. Взрослый человек, глядя на этого кентавра, может сделать для себя вывод о том, что же такое на самом деле безвкусица и как она выглядит. А вот дети такого рода композиции, изображающие зад коня с задранным хвостом и человека с дырой в душе, воспринимают как данность. Мало того, на всё это смотрят ещё и гости Пензы, приезжающие из других регионов. Думаю, всё было бы гораздо проще, если бы те, кто принимает решение об установке таких вот композиций на территориях общественного пространства, советовались бы с художниками.
— А разве этого не происходит?
— Поверьте, если бы это делали, то было бы заметно. К огромному сожалению, очень часто на наших улицах можно увидеть плохой рекламный баннер, за изображение на котором становится стыдно. Хорошо, что сейчас на это больше обращают внимания и какие-то конструкции ликвидируют.
— Но мне кажется, что и рекламу рисуют всё те же художники...
— Скорее всего, это как раз те, кто таковым себя считает без всякого на то основания. У художника всегда есть ответственность перед людьми и обществом.
— Приближается Новый год. Если бы украшение города зависело от вас, то каким бы вы его сделали?
— Я бы хотела подарить городу настоящую новогоднюю сказку. Представьте: выходя на улицу, в каждом районе вас встречают уникальные, стильные инсталляции. Они как страницы одной волшебной книги: вот сверкающий символ удачи, а вот композиция, олицетворяющая любовь и семейное тепло. Весь город становится местом, где оживают новогодние чудеса, а в воздухе витают пожелания самого главного — счастья. Я бы обязательно заменила тривиальное «С Новым годом!», которое большинство из нас уже не замечает, на «Желаем счастья!», «Всем здоровья и любви!» и так далее. Добрые слова всегда находят отклик в душе человека. Но для всего этого нужны средства.

Кто в Пензе контролирует вывески на памятниках архитектуры?
Ломать - не строить. Куда исчезает старая архитектура Пензы
Император раздора. Бюст Александра I поставили на пустыре под Пензой
Измени облик городов. В регионе началось голосование за благоустройство