Другое чтение
Впервые за три года своего существования Книжная ярмарка в Пензе прошла не как часть форума «Поиск провинции», а как самостоятельная акция. Порядка десяти издательств, почти полторы тонны книг разной направленности - от серьезных научных трудов до детских журналов, тысячи гостей и встречи с интересными людьми. Причин популярности культурного форума у горожан несколько.
Во-первых, ярмарка дает понять, что существует другая, отличная от массовой, литература. Настоящая, мыслящая, более того - литература экспериментов.
Вы не найдете в книжных магазинах Пензы, к примеру, «Танцы вокруг мира» - масштабный мемуарно-литературоведческий труд об Иосифе Бродском, каким его запомнил голландский писатель Кейс Верхейл. Вы не найдете «Шараз-де» - прекрасно написанную и отрисованную графическую новеллу-сборник восточных сказок. И уникальный смысловой перевод «Витязя в тигровой шкуре» Руставели туда тоже не завезут. Эти книги невыгодны для торговли на поток, они другие, и этой «инакости» - их главная ценность.
Во-вторых, вторая причина популярности книжной ярмарки – общение.
Сама концепция ярмарки – в полноценном смысле этого слова – предполагает открытое пространство и множество людей. Общаться можно и нужно всем со всеми, это интересно и полезно.
Частная форма такого общения - мастер-классы и лекции. В этом году одним из гостей пензенской книжной ярмарки стал Борис Куприянов, российский издатель и публицист. В своем выступлении перед публикой Куприянов заявил, что Год литературы в России провалился.
«Объявив Год литературы, об этом стали лишь чаще говорить, - констатировал он. – И то в основном чиновники. Читать от этого больше и чаще никто не стал. Любовь к чтению нельзя привить сверху, с помощью официальных дат и выдуманных мероприятий. Объяви год Собаки, люди не станут любить их больше, чем кошек. Спад интереса к чтению и тот факт, что люди стали меньше читать, связаны с общей дегуманизацией общества и человека».
Журналист, телеведущая и потомок великого писателя Фекла Толстая, выступившая с лекцией «Цифровые горизонты классических текстов», отрицает сакральность, которую обычно навязывают классике.
«Поймите, модель высокой литературы, модель музеев, похожих на храмы, себя исчерпала, увы, — отметила Толстая в беседе с публикой. — И поэтому современные проекты – например, специальные приложения для мобильных, где произведения разбирались бы по кусочкам - это попытка протянуть руку человеку, живущему в другой системе координат, тому, кто тычет пальцем в клавиатуру, кому нужны живые картинки».
Возможность поспорить, поделиться своим мнением и научиться воспринимать чужое - третья причина посещать книжную ярмарку.
Снобизму – нет!
Четвертая причина популярности книжной ярмарки – ее разноплановость. Это вовсе не сборище снобов. Здесь собираются люди разных возрастов, интересов, профессий.
Помимо собственно торговой площадки, можно посетить поэтический бункер, детскую зону и даже кинокоридор Ивана Мозжухина – зал с кинопроектором, где демонстрировались фильмы, которые вряд ли когда-нибудь покажут по центральным каналам.
Организаторы не обошли вниманием даже такое модное сегодня движение, как бук-кроссинг - обмен книгами, если по-простому. Под него рядом с зоной презентаций выделили большой деревянный стеллаж, в котором автор этих строк к огромному своему удивлению отыскал потрепанный «Замок» Кафки и увесистый томик «Науки и гуманизма» Шредингера.
Книжная ярмарка в том виде, в котором она ежегодно предстает перед пензенцами стараниями главного организатора Олега Рубцова и его команды – явление уникальное. Это, по сути, модель идеального творческого пространства. Здесь можно найти новых друзей, обрести неизвестный прежде опыт – читательский и жизненный. И это пятая причина продолжать проводить книжные ярмарки.