Зима — самое неизбежное время года. Как бы надрывно коммунальщики к нему не готовились, из последних сил торопясь залатать в трубах дыры, снег всегда выпадает неожиданно. И так же неожиданно столбик термометра предательски ползет вниз. А когда за окном «минус», вода из лопнувших труб быстро превращает улицы в каток — на забаву детям и на беду взрослым.
Последние несколько недель областной центр лихорадит от коммунальных аварий, точку в которых не поставила даже трагедия с провалившимся в яму с кипятком автомобилем. На днях в каток превратилась улица Кирова. Почему трубы рвутся с пугающей быстротой и будут ли когда-нибудь изношенные коммуникации вычеркнуты из списка городских проблем?
Изложить свою версию происходящего корреспондет «АиФ-Пенза» предложил бывшему начальнику городского управления ЖКХ Андрею Гришину.
Разрушительная мода
- Андрей Васильевич, вы больше не чиновник, но ситуацией владеете. Почему городское коммунальное хозяйство трещит по швам?
- По швам трещит не только пензенское ЖКХ. В стране еще не прошла мода на оптимизацию. Улучшается все – начиная от жизненно важных сфер, таких как, например, здравоохранение, и заканчивая бытовкой дворика. И не всегда это происходит вдумчиво и грамотно.
Ресурсоснабжающие организации сия участь тоже не миновала. Пойдя по пути перестройки своих предприятий, они сократили штат. В том числе – мастеров. На оставшихся сотрудников свалился огромный объем работ, а это не лучшим образом сказывается на качестве. Аварийных бригад тоже, к сожалению, стало меньше. Но это не только пензенская проблема. Модернизация захлестнула всю Россию.
- Каждый год перед началом отопительного сезона ресурсники проверяют готовность труб — проводят опрессовку. Почему же после пуска тепла они рвутся, будто картонные?
- Нужно понимать, как происходит опрессовка. По трубам пускают воду, подают давление и ждут какое-то время. Если они выдерживают, считается, что испытания прошли успешно. Но это не значит, что отопительный сезон будет безаварийным. Дело в том, что во время опрессовки в трубы заливается холодная вода. Дома же отапливаются горячей, а это дополнительная нагрузка, которую ветхие коммуникации не выдерживают.
А денег так и нет…
- Коммунальные коммуникации обветшали до предела — износ составляет 80-90 процентов. Причем, в таком состоянии находятся все сети — и тепловые, и водопроводные, и канализационные. Ресурсники не могут привести их в порядок, объясняя это отсутствием денег. Но ведь инвестиционная составляющая заложена в тариф...
- Боюсь ошибиться в цифрах, но насколько я помню, у «Т Плюс» 56 км сетей. Раньше на их ремонт холдинг ежегодно выделял порядка полмиллиарда рублей. На эти деньги приводилось в порядок 5 км сетей. В этом году компания, по словам ее руководства, вложила в ремонт пензенских коммуникаций около миллиарда рублей. Но все равно этого мало. А кроме «Т Плюс» Пензу обслуживают еще несколько ресурсоснабжающих организаций, которые тоже не особо вкладываются в ремонт.
- Почему городская администрация не может отремонтировать коммуникации за свой счет, а потом через суд потребовать возместить с ресурсников деньги?
- Может. Но сначала нужно решить, кто из чиновников за это сядет. Дело в том, что все сети находятся в руках частников, а вкладывать бюджетные средства в частную собственность запрещено законом. Но даже если бы муниципалитет получил такое право, сети все равно никто бы быстро не отремонтировал. В городской казне нет столько денег. Когда я был начальником управления ЖКХ, на все коммунальное хозяйство выделялось около миллиарда рублей в год. На эти деньги вводились в эксплуатацию котельные, ремонтировались дороги, благоустраивались дворы и вывозился мусор. Но на ремонт сетей не выделялось ни копейки.
Что хотят, то и творят
- Вряд ли стоит рассчитывать на то, что в обозримом будущем городская казна существенно пополнится. Может ли в таких условиях муниципалитет действенно влиять на ресурсников?
- Все ресурсоснабжающие организации и управляющие компании – это коммерческие структуры. Повлиять на них очень сложно, а иногда и невозможно. Несмотря на это, даже паспорт готовности к отопительному сезону Ростехнадзор выдает муниципалитету, а не конкретным поставщикам тепла. Если город не сможет получить паспорт, то с огромной проблемой столкнется администрация, а не ресурсники.
- Почему?
- Потому что поставка коммунальных услуг – это бизнес. А «кошмарить» бизнес у нас нельзя. Контролирующие структуры могут проверять предпринимателей не чаще одного раза в три года (если нет жалоб). Зато муниципалитет можно «трясти» каждую неделю. И как в таких условиях влиять на ресурсников? Единственное, что реально могут делать чиновники – штрафовать за последствия вскрышных работ, которые по каким-то причинам не были устранены.
- Хотите сказать, что администрация обладает весьма скудными полномочиями и поэтому не может ни за что отвечать?
- По закону и с моральной точки зрения муниципалитет в ответе за все, что происходит в городе. Но у него действительно нет серьезных рычагов воздействия. Только уговоры и переговоры. На мой взгляд, это серьезная проблема, которую можно устранить, только поменяв законодательство.
В столице все иначе
- Не менее серьезная проблема – банкротство МУПов. Недавно процедура наблюдения была введена в отношении специализированного муниципального унитарного предприятия «Пензалифт». «Спецбюро» тоже на грани. Несколько лет назад был обанкрочен МУП «ППП». А сейчас депутаты гордумы высказываются за приватизацию того же «Пензалифта» и МКП «Теплоснабжение Пензы». Так, может, МУПы изжили себя и их пора совсем упразднить? Правда, тогда становится непонятно, зачем будет нужна сама администрация?
- Нет, без МУПов нельзя, потому что они какой-никакой, но гарант порядка и стабильности в городском хозяйстве. На частников нельзя воздействовать так, как на мупиципалов. Главный их контролер – совесть, но наше общество, к сожалению, еще не настолько высокоразвито, чтобы можно было полагаться исключительно на духовные ценности друг друга. Я не говорю, что все существующие МУПы идеальны, у них огромное количество проблем, в том числе и внутренних. Но при грамотном руководстве они могут приносить прибыль. По-хорошему, все крупные предприятия, имеющие отношение к ЖКХ, должны быть муниципальными. И ресурсники, и дорожники, и блюстители чистоты на городских улицах должны подчиняться администрации. Управляющие компании – тоже. Сейчас они играют по своим правилам, а должны по правилам муниципалитета, как в Москве. Там муниципальные «управляйки», дорожные службы, ресурсники и т.д. Поэтому в столице порядок – всегда есть с кого спросить. А у нас бардак: управляющие компании копят долги, банкротятся, потом создаются новые, снова копят долги и снова банкротятся. А страдают от этого круговорота с криминальным оттенком простые горожане.
- Так что же мешает сосредоточить «коммунальную власть» в руках мэрии?
- Законодательство. Сейчас в стране взят курс на бизнес. Многими чиновниками он воспринимается как спасательный круг. На уровне федеральных ведомств ни раз звучали предложения упразднить все МУПы, переведя их в общества с ограниченной ответственностью. На мой взгляд, это крайне опрометчивый шаг. Недаром, Москва со своим отдельным законодательством, на него не решается.