Примерное время чтения: 8 минут
229

Агитировали за Гитлера. ФСБ рассекретила материалы о немецких пропагандистах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Пенза 23/04/2025
Задача у немецких пропагандистов была одна – привлечь на свою сторону население на оккупированных территориях.
Задача у немецких пропагандистов была одна – привлечь на свою сторону население на оккупированных территориях. Российский государственный архив кинофотодокументов

Весной 1944 года в Берлине казнили советского поэта, политрука Красной армии Мусу Джалиля. Долгое время в СССР его называли предателем. Считалось, что, попав в плен, он окончил курсы немецких пропагандистов и вёл «просветительскую работу» в татарском легионе вермахта «Идель-Урал».

В Германии на самом деле готовили кадры для работы с населением на оккупированных территориях. О спецкурсах для немецкой агентуры рассказывается в одном из материалов, которые рассекретило УФСБ России по Пензенской области.

Документов не предъявил

У сурских чекистов сохранился допрос жителя Пензы Всеволода Александровича Л. (фамилию редакция не называет по этическим соображениям. – Ред.).

В архивах Минобороны РФ сохранились документы на человека с такими же ФИО, местом и годом рождения. В них указано, что младший сержант Всеволод Л. был призван 24.12.1941 года, его последним и единственным местом службы указан 846-й отдельный батальон связи. О местах боёв нет ни слова. Зато прикреплён документ от Московского военно-пересыльного пункта (МВПП), он датирован 27 сентября 1945 года. Из него следует: Всеволод Л. был по образованию электриком, окончил 8 классов и даже состоял в ВКП(б). При задержании никаких документов не предъявил. И это, похоже, не случайно.

«Из лагеря (в) Бресте после поверки был направлен на распределительный пункт по месту жительства. В Москве был задержан и доставлен на МВПП», – говорится в документе. Указано и кем был доставлен – Смершем – службой контрразведки.

На интернет-ресурсе Минобороны РФ «Память народа» значится место пребывания пензенца – спецлагерь № 283. Такую нумерацию имел один из крупных фильтрационных объектов НКВД.

«После того как Красная армия освобождала лагеря смерти, все находившиеся там узники опрашивались, – поясняет первый заместитель председателя Совета ветеранов УФСБ России по Пензенской области подполковник запаса Николай Фомичёв. – Так документировались преступления, в том числе и тех, кто перешёл на сторону врага. Сроков давности для их розыска на было».

Всеволод Л. как раз был одним из тех, кто, как и Муса Джалиль, окончил курсы немецких пропагандистов.

Агенты по баллам

Их набирали из военнопленных. Внимание обращали на тех, кто имеет среднее и высшее образование. В приоритете оказывались и те, кто имел судимость, был недоволен советской властью. Таких освобождали от тяжёлого труда в концлагерях и направляли на работу по специальности. А позже – на курсы пропагандистов. Всеволод Л. прошёл их в учебном лагере в Циттенхорсте (с сентября 1942-го по январь 1943 года) и свободном лагере в Вустрау (окончил там обучение в апреле 1943-го). Оба объекта были образованы Министерством пропаганды Германии. Стояли они на бывших торфяных разработках недалеко от  Берлина.

В Циттенхорсте находился шталаг III (немецкий лагерь для военнопленных). Он по своему виду больше напоминал один из лагерей смерти: обнесённая проволокой территория, немецкие солдаты в качестве охраны, деревянные бараки, в которых находилось общежитие, санчасть и кухня. Но здесь «курсантов» не мучили на каторжных работах, их обучали.

Тех, кто зарекомендовал себя в Циттенхорсте, направляли в Вустрау. Там режим был мягче: лагерь окружал невысокий деревянный забор, охраняли его легионеры из военнопленных. В Вустрау готовили кадры для оккупированных территорий и так называемого Восточного министерства (правильное название – Имперское министерство оккупированных восточных территорий).

В книге Сергея Чуева «Спецслужбы Третьего рейха» рассказывается, как проходил отбор в эти лагеря. Потенциальных «курсантов» оценивали по шкале от 0 до 5. Тех, чей интеллектуальный уровень был ниже 3, отбраковывали. Получавших более 4,5 балла, то есть более талантливых, также не брали. Немцы опасались, что такие «ученики» могут переиграть учителей и станут двойными агентами. Внимание обращали в основном на таких, кто получал оценки от 3 до 4,5.

И биография Гитлера

Лагеря устраивались по национальному признаку. В Циттенхорсте, там, где находился Всеволод Л.,  обучались только русские в количестве 150–200 человек. Пензенца включили  в группу «специалистов».

«Она состояла из 20–22 человек, в которую входил я, как специалист по радиотехнике, – признавался пензенец. – Эта группа имела назначение подготовить специалистов для использования… в областях, оккупированных немецкими войсками».

Кроме них, были ещё две группы пропагандистов, две группы «полицаев» и одна хозяйственников-администраторов. Главной задачей у них было ведение пропагандистской работы среди населения.

«Через агентов-пропагандистов немецкое командование имело стремление склонить русский народ на свою сторону», – не скрывал на допросах Всеволод Л.

Интересен набор учебных предметов для курсантов. Они подробно изучали историю Германии, программу национал-социалистической партии Германии и биографию Гитлера. Сравнивали жизнь в России при царе и при большевиках, изучали земельный вопрос в Германии и России. Были и такие разделы, как «Еврейство». И главное, учились работать на оккупированных территориях.

«Все эти лекции были проникнуты духом восхваления Германии и её культуры и опошлением советского государственного строя коммунистов», – вспоминает Всеволод Л.

Выпускники таких курсов должны были стать «связующим звеном русского народа с немецким».

Цель занятий была одна – сделать «преданными немецкому командованию». 

«Сражения шли не только на передовой, велась битва и за умы людей. И ещё неизвестно, победа на каком из этих фронтов важнее, – отмечает Николай Фомичёв. – Пропагандистов готовили для того, чтобы привить населению ценности врага, сделать их более лояльными к захватчикам».

Доктора и генералы

Кто же прививал любовь к Германии? Преподавательский состав лагеря в Циттенхорсте состоял из мигрантов, несогласных с советской властью, и военнопленных.

Практически у всех было высшее образование, многие имели учёные степени. Заведующим учебной частью был Роман Редлих, доктор философских наук. Математику и физику преподавал бывший сотрудник военной академии Пузанов, он попал в плен под Ленинградом. Комендантом лагеря был генерал Трухин, который перешёл на службу в армию Власова. Ему на смену пришёл другой советский генерал – Закутный, он позднее уехал на работу в Восточное министерство. В качестве руководителя значился и бывший военнопленный Михаил Ребихов, или Ревих. «С курсантами он обращался плохо, часто наказывал карцером», – обращал внимание Л. Этот комендант также был не из «простого народа», до войны работал в Москве в кинорекламе.

По окончании курсов 13 человек из группы Всеволода Л. направили на восток. Всем отъезжающим давались документы об освобождении из немецкого плена. Всеволода Л., как он утверждал, оставили в Вустрау. 

Герой и предатель

На допросах в НКВД пензенец утверждал: учащиеся в лагерях «в своём большинстве были настроены просоветски и шли на курсы пропагандистов, потому что не могли отказаться от них».

Мусу Джалиля немцы казнили на гильотине. Для них он оказался одним из страшнейших врагов. Вместо того чтобы агитировать за Гитлера, он организовал подполье и готовил восстание. О том, кем он был на самом деле, узнали только спустя годы, после рассказов свидетелей и опубликования «Моабитских тетрадей» – сборников последних стихов поэта.

«Все случаи индивидуальны, – уверен Николай Фомичёв. – Известно, что НКВД и другие советские спецслужбы специально направляли в подобные школы своих агентов. Во время войны документы на них могли утеряться или куратор мог погибнуть, и тогда этого агента даже начинали считать предателем, потому что не знали, какую на самом деле важную работу он делал».

Как в результате сложилась жизнь Всеволода Л., которого допрашивали пензенские чекисты, до конца непонятно. На интернет-ресурсе Минобороны РФ «Дорога памяти» значится, что человек с такими ФИО умер в 1984 году, то есть прожил почти 40 лет после ВОВ. Кроме того, он получил медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Это была одна из самых массовых наград, её вручали практически всем фронтовикам. Других медалей и орденов за Всеволодом Л. не значится.

Комментарий

Председатель Региональной общественной организации краеведов Пензенской области, доктор исторических наук, профессор Владимир Первушкин:

- Восточное Министерство (его правильное название - Имперское министерство оккупированных восточных территорий) создавалось, чтобы управлять этими захваченными землями. Часть населения, которая на них проживала, уничтожали, а часть, как планировалось, должна быть «онемечена».

Не надо обольщаться, это не означает, что из советских людей хотели сделать бюргеров, довольных жизни. Жителей на захваченных землях СССР хотели превратить в послушных рабов, которые бы признавали только немецкие культуру, язык, власть, не смели бы сопротивляться. Они должны были только трудиться на благо великого Рейха.

Для работы с населением привлекались те, кто знал менталитет, язык народов на захваченных восточных территориях. Часто это были немцы, ранее жившие на территории СССР или советские граждане, перешедшие на сторону врага.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах