Коронавирусная инфекция породила новые страхи, тревогу за своих близких, за себя. Как бороться с переживаниями? Как не позволить им себя разрушить? На вопросы читателей «АиФ-Пенза» отвечает клинический, семейный психолог Анастасия Лучик.
- Недавно переболел коронавирусом. Знакомые обходят меня стороной, начинаю чувствовать себя ущербным. Как пережить этот период?
- Вся эта шумиха вокруг коронавируса меня психологически подломила. Сильно раздражаюсь по любому пустяку. А на чихающих и кашляющих людей готова броситься с кулаками. Подскажите, как успокоиться и продолжать радоваться жизни?
- Вы пишите, что злитесь, но не описываете на что. Обычно злость сообщает о том, что какая-то важная потребность не удовлетворена. Предположу несколько вариантов:
- Новость по темеИсследование ООН показало главные страхи человечества
- Человек чихает. Вы сердитесь, потому что для вас это значит очередное погружение в бесконтрольную тревогу. Мысли о курсе доллара, потенциальном заражении, ответственности перед другими. Ваша потребность - в спокойствии. Это нормально хотеть немного покоя без напоминаний о эпидемии. Что способно помочь получить это?
- Человек чихает. Вы сердитесь, потому что для вас это очередное напоминание о всеобщей подавленности и трудностях. Вы нуждаетесь в моментах радости, отдыха. Нормально желать кусочек человеческого счастья, даже если рядом кто-то несчастен. Как вы получаете удовольствие обычно и что можете сделать сейчас?
Я не думаю, что абстрагироваться от проблем пандемии - хорошее решение, потому как отвлечься от своей реакции - это значит проигнорировать важную информацию о том, чего вы хотите. А значит, и лишить себя возможности это получить. Предлагаю вместо того, чтобы абстрагироваться, погрузиться, понять, что вызывает реакцию и какие есть возможности для изменений.
- Воспитатель в садике запугивает детей коронавирусом — так она внушает им необходимость мытья рук. Не станет ли такой метод для ребенка психологической травмой?
- Мы все по-разному чувствительны к событиям. Травма - не событие. Это превышающее силы организма происшествие, которое осмысляется особенным образом. Запечатлеваясь в памяти, она становится основой будущего поведения в похожих ситуациях. То есть у этого процесса есть эволюционный, «спасающий» смысл.
Один ребенок сильно впечатлится словами воспитательницы, другой не вспомнит о ее реплике в этот же вечер.
Есть навыки, развитие которых способно сделать нас менее чувствительными к тяжелым испытаниям. Например, можно поддерживать непрерывность жизни вне происшествия. Делайте нормальные, радостные для вашей семьи вещи: готовьте вкусную еду, смотрите фильмы, играйте. Поддерживайте связь ребенка с собой и другими людьми. Оставайтесь открытым и признавайте все высказанные им чувства, даже если они кажутся вам глупыми. Вот так: «Ты испугался, это нормально!» Учите ребенка быть благодарным, замечать и запоминать хорошее. Оставайтесь стабильными. Дети легко заражаются тревогой от своих взрослых.
А если вы не согласны с действиями воспитателя, подскажите ей альтернативный способ дисциплинировать воспитанников.
- Замечаю, что стал бояться нахождения в общественном транспорте, в магазине, и даже на улице. Везде, где есть люди, у меня возникает опасение подхватить вирус. Надо ли с этим страхом бороться и как?
- Со страхом не нужно бороться, чтобы не потерять чувство реальности. Бороться следует с плохими стратегиями его переживать. Когда мы активно переживаем страх, пускаем эту энергию в продуктивное русло - это хороший сценарий. Беспокоиться о заражении - нормально. Главное, не позволять беспокойству охватывать вас и бесконтрольно расти.