Примерное время чтения: 5 минут
207

Расслабиться на дороге. Почему погибают пассажиры такси и автобусов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ-Пенза 01/02/2023
 Маршрутка самый распространенный вид общественного транспорта. И самый критикуемый.
Маршрутка самый распространенный вид общественного транспорта. И самый критикуемый. Администрация г.Пензы

Всю прошлую неделю соцсети гудели из-за двух смертельных ДТП. Сначала автомобиль сбил мужчину, которого водитель автобуса высадил в неположенном месте. Потом в столб врезалось такси, в нем погиб 19-летний пассажир. 

Проверкам нет?

По обоим фактам правоохранительные органы проводят проверку. Но ряд вопросов уже озвучен в соцсетях. Вспоминая о первом случае, пензенцы спрашивают: почему водитель высадил человека на оживлённой дороге, а не проехал несколько метров до остановки? В случае ДТП с такси граждане удивляются: согласно сводке ГИБДД, водитель таксомотора оказался 2002 года рождения. «В такси должен быть стаж езды не менее трёх лет! Откуда у 20-летнего парня такой стаж? Кто его пустил за руль!» - негодовали пользователи Интернета.

Реакция властей была жёсткой. Губернатор Олег Мельниченко потребовал ужесточить контроль за этой сферой. ГИБДД провела мероприятие «Автоперевозчик». За два дня насчитали 419 административных нарушений. Претензии предъявили к водителям маршруток, автобусов, такси.

«Штрафовали буквально за всё, - рассказывает водитель одного из маршрутных такси, обслуживающего рейс до Арбеково. - Не горит лампочка. Не пристёгнут ремень, есть нарушение скоростного режима. Штрафовали и за перегруз: в салоне стоя можно везти четырех пассажиров, у меня ехали семеро. Но по-человечески не выгонишь человека, если он торопится с работы или на неё».

Маршрутчики уверяют: исправить некоторые нарушения не в их силах. Например, те из них, что связаны с рабочим графиком. Иногда он расписан так, что почти нет времени на отдых, которое обязательно должно быть у водителя. День за баранкой может длиться с утра до девяти вечера, потому что замены у шофера нет. На вопрос: «Почему не обращаются в надзорные органы?» водители отвечают: «Попробуй сходи. Сразу отдадут маршрут другому». 

Но для пассажиров эти оправдания серьёзными не выглядят. «Что же, за маршрутками и такси никто не следит?! Почему допускается такой бардак!» - изумлялись они. На сайте Нижне-Волжского МУГАДН (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Ространснадзора) сведений о числе проверок общественного транспорта в Пензе и области найти не удалось. Как и сведений об их  результатах.

А в прошлом году представители Ространснадзора «ходили на поклон» в областную прокуратуру с заявлениями о согласовании 17 плановых и двух внеплановых проверок. Из них согласовали … одну!

«В прошедшем году действовали ограничения на проведение проверок хозяйствующих субъектов. Проверочные мероприятия контрольных (надзорных) органов согласовывались прокуратурой исключительно в случае наличия сведений о непосредственной угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан», - сообщила старший помощник прокурора области Светлана Артамонова.

Возможно, перевозчики расслабились из-за отсутствия контроля. А может, и до этого особо не напрягались?

Депутат пензенской городской думы Алексей Иванов:
«И представители надзорных органов, и лица, занимающиеся перевозками, в открытую говорили, что не все платежи в этой сфере проходят «в белую». Организация общественного транспорта устроена так, что частные лица платят определенную сумму раз в месяц владельцу транспортной компании и работают «в чёрную». Если вывести эти деньги из тени, то высвободятся средства, которые можно будет направить на благоустройство города».

Из чёрного в белое

«На мой взгляд, в Пензе невысокая культура вождения общественного транспорта объясняется двумя причинами. Планка требований к водителю автобуса очень снизилась по сравнению с советскими временами, и не всегда на дорогу выходит профессионал. В случае нарушения правил дорожного движения ответственность ложится на водителя, а перевозчики штрафа не получают. Если бы ответственность за нарушения перекладывалась на компанию, то ситуация бы улучшилась», - высказывается профессор ПГУАС Эдуард Домке.

На крупных интернет-платформах, предлагающих работу, можно найти вакансии водителей маршруток. Во всех случаях указывается, что опыт не имеет значения. Тогда как от курьеров, водителей, развозящих персонал, водителей эвакуаторов требуется не обычный водительский, а рабочий стаж. Причем – от трёх лет.

На встрече с зампредом регионального правительства Алексеем Костиным представители компаний-перевозчиков утверждали: причина плохого транспортного обслуживания - тяжёлые условия труда водителей, загруженность дорожной инфраструктуры и нехватка профессиональных опытных кадров. 

При этом ни водители такси, ни руководители транспортных компаний не любят говорить о том, почему до сих пор далеко не во всех маршрутках стоят валидаторы. Сфера пассажирских перевозок давно имеет славу одной из самых теневых областей экономики, где кружатся неподконтрольные государству наличные деньги. И сколько из них на самом деле достается водителям, а сколько – их руководителям, непонятно. 

«АиФ»-Пенза» получить ответы на эти вопросы не смог. У ИП, которые отвечают за перевозки, номера телефонов указаны в маршрутных такси, но дозвониться по ним очень сложно. Удалось связаться с компанией «Дилижанс», но их представитель воздержался от оперативных комментариев и попросил письменный запрос.

Читайте нас в Telegram-канале «АиФ-Пенза», социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники», на канале Яндекс.Дзен.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах