Почти два года назад «АиФ-Пенза» писал о том, почему на улицах областного центра один за другим вспыхивают автобусы. Теперь купить билет на «горящую поездку» можно и в районах сурского края.
Дышат на ладан
Утром 15 февраля задымился автобус ПАЗ, следовавший по маршруту «Сердобск - Кирово». Пассажиры не пострадали, возгорание затушили. Однако в соцсетях жители района не пожалели эмоций: писали о том, что у водителя даже не было огнетушителя. Но больше всего возмущались из-за состояния автобусного парка.
«На ладан дышат эти гнилушки», - не стеснялась в выражениях сердобчанка Галина. Пользователи припоминали случаи, когда у автобусов даже якобы отлетало колесо. На предприятии, к которому относится техника, информацию о том, что автопарк сильно изношен, опровергли.
«Причину воспламенения не знаю, в этом разбираются сотрудники МЧС. Сам автобус был 2013 года выпуска, считай новый. Перед выходом прошел техосмотр. Не знаю, почему загорелся...», - ответил представитель организации.
Полыхающие автобусы - примета не только Пензенской области, в других регионах на информационных сайтах без труда можно найти новости о похожих случаях.
Пожилая «ГАЗель»
В 2020 году корреспондент издания «АиФ-Пенза» задал ведомствам вопросы о периодичности ревизий общественного транспорта. Тогда заместитель начальника УГИБДД УМВД России по Пензенской области Олег Барковский сообщил, что плановые проверки не проводятся в отношении юрлиц, ИП, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств. В региональном ГУ МЧС России пояснили, что проверки автобусов проходят раз в шесть лет, внеплановые - после наступления срока устранения нарушений, указанного в предписании.
Однако тогда речь шла об областном центре, на улицах которого, кстати, за последние несколько месяцев появились несколько новых автобусов крупного и малого класса. А что в районах?
Чтобы увидеть, на чем жители районов добираются до дома, корреспондент «АиФ»-Пенза» в один из рабочих дней сходил на пензенский автовокзал. Около десяти утра здесь стояло то, что развозит пассажиров до сел и деревень. Большая часть транспорта была представлена мини-автобусами, которые жители Пензы называют маршрутками. Но были и экземпляры, вызвавшие недоумение. Например, желтая «газелька», следовавшая в Нижнюю Елюзань. Еще десять лет назад пензенцы критиковали такую автотехнику на чем свет стоит, но некоторые экземпляры, оказывается, пережили критику и продолжают перевозить пассажиров! Парковались на автовокзале и несколько «ПАЗиков», «коллег» сгоревшего в Сердобске автобуса. Этих машин единицы, но они все еще на линии.
В районных администрациях на вопрос об удовлетворенности жителей транспортом отвечали, что все конкурсы разыграны, все маршруты проданы. С вопросами об изношенности автопарка чиновники предлагали обратиться к перевозчиками. Создается ощущение, что муниципалитетам нет дело до того, какая техника будет исполнять госконтракты.
Получить ответ у перевозчиков оказалось непросто. У многих ИП не удалось найти телефонов для связи. Получилось поговорить только с Нижнеломовским АТП.
«Состав изношенный, но каждый день осматриваем технику. ЧП пока не было, - рассказал директор предприятия. - Перед Новым годом получили два 29-местных автобуса. Они новые, жителям нравятся».
Рассказ о районных АТП - это долгая песня о грустном. Они разорялись, маршруты переходили в руки к частникам, но скандалы не утихали. Например, в Лунинском районе перевозки осуществляет ИП Черняев, год назад его сотрудники просили помощи у прежнего губернатора.
Межрайонные перевозки - дело далеко не всегда прибыльное, а когда речь идет о переделе рынка, бардака становится еще больше. Тут уж не до пассажиров и состояния автопарка.
На сайте госзакупок удалось найти несколько лотов на приобретение новых автобусов для региона. Повезут ли они пассажиров в Городище и Лунино - неизвестно. И когда транспортная реформа доедет до сел и деревень - непонятно.