22 июня 1941 года ещё не наступило. А на территории Германии одна за другой создавались разведшколы, где обучали шпионов для работы в СССР. Готовили профессионалов, которые должны были действовать в самых непредсказуемых условиях. В Сурский край направляли лучших из лучших. И эта элита даже не представляла, кто будет их «раскалывать».
Информация о происходившем хранится в архивах УФСБ России по Пензенской области.
Передовой опыт
Забрасывать агентуру в СССР абвер начал ещё до начала Великой Отечественной. В книге «Спецслужбы Третьего рейха» указывается: первыми шпионами были дети эмигрантов или сами эмигранты. Результаты их работы немецких кураторов не радовали: такие диверсанты плохо ориентировались на месте, ситуацией не владели, часто ошибались.
С началом войны появился новый контингент – военнопленные. «Усовершенствовали» и программу подготовки, создали новые разведшколы.
Большая часть диверсантов, которых вылавливали в Пензенской области, обучались в Варшавской разведшколе. Она считалась элитной, сюда сотрудники немецких спецслужб приезжали, чтобы перенимать передовой опыт.
Курсантов из числа военнопленных отбирал начальник школы майор Моос (Марвиц). В первую очередь он обращал внимание на офицеров среднего звена с высшим и средним образованием. Желательно обиженных на советскую власть. После коллективизации и репрессий, прошедших в СССР, найти таких было несложно.
В разведшколе «обучали на две специальности»: радистов и разведчиков дальнего тыла. Настоящие имена друг друга курсанты не знали, все получали псевдонимы. А вот обращаться друг к другу «товарищ» не возбранялось. Подготовка была изощрённой: например, учащиеся друг на друге тренировались проводить допросы. Это было ноу-хау Варшавской школы.
Обучение длилось от 2 до 6 месяцев. Потом выпускников переодевали в гражданскую одежду или выдавали им форму Красной армии и забрасывали в тыл – так глубоко, как могли долететь самолёты. Пензенская область как раз была той крайней полосой.
Личная зона
200 км по железной дороге – много это или мало? Для всей сети железных дорог в СССР – это мизерный участок. Для начальника участкового пункта Куйбышевской железной дороги капитана НКВД Ивана Бахметьева – его личная зона ответственности, расстояние между Кузнецком и Пачелмой. Он отвечал за каждый сантиметр. Потому что каждый сантиметр был важен. С самого начала Великой Отечественной через Пензу шли составы с оружием и личным составом. Грузы отправлялись и с военных заводов, которые работали в самом Сурском крае. Одна диверсия, повреждение одного из участков – и снабжение прервётся. А там, на западе, Красная армия готовится к новым наступлениям. Октябрь 1943-го. Началось форсирование Днепра, впереди была битва за Киев.
Ивану Бахметьеву всего этого объяснять было не нужно. Поэтому и проходил он вверенный ему участок пешком, когда была возможность – подсаживался на попутные поезда. Глядел за дорогой в оба.
Но важнее были не рельсы и шпалы, а люди. На станциях Бахметьев обязательно перекинется словом: «Как дела? Всё ли в порядке?»
Мог и спросить шутливо: «Никто у вас тут гайки не откручивает?» Юмора здесь на самом деле немного. В Пензенской области за 1942 год задержали не менее 60 диверсантов.
О том, как они могут выглядеть и как себя вести, Бахметьев постоянно рассказывал местным жителям. Документы у «засланцев», как правило, были новые, без помарок и потёртостей. Печати – чёткие, яркие, на разных документах оттиски штемпелей и печатей нередко проставлялись мастикой одного цвета. В некоторых паспортах не хватало листов с отметкой о работе и прописке, их изымали, так как на них стояли оттиски немецких военных комендатур. Диверсанты могли иметь командировочное удостоверение, но у них не было аттестата на довольствие. А ещё скрепки на документах из нержавейки и нестандартные гвозди, которыми подбивалась обувь у диверсантов. Примет было много. Главное, обращать на них внимание, не пропустить.
В один из октябрьских дней 1943-го Бахметьеву поступил сигнал: к Пачелме направляется странный офицер.
Бельгиский браунинг
Имя, фамилия, должность – ничего из этих данных до сих пор не сообщается. Известно лишь немного: он работал военным инженером, был старшим лейтенантом Красной армии. Потом плен, школа абвера и отправка на территорию СССР – под Пензу.
Он вроде бы всё делал как надо: после высадки зарыл парашют, надел шинель. Ему, казалось, везло, сразу удалось найти транспорт – как раз по дороге, куда вышел бывший «красноармеец», ехал мужичок на телеге. Военный инженер чётко следовал легенде, рассказал: навещал родню, теперь торопится на поезд. С мужичком раскурили самосад, разговорились. Общие темы нашлись быстро: фронт, немцы. Вроде бы всё шло по плану.
В ближайшей деревеньке мужик остановил телегу, мол, надо заглянуть к жене брата. Ехали они потом не торопясь. Диверсанта это не насторожило. Ну чем мог быть опасен обычный крестьянин?
Это и была главная ошибка «резидента». На станции Пачелма его ждал сюрприз – капитан Бахметьев со своими помощниками. Мужичок специально тянул время, чтобы сотрудник госбезопасности успел выехать навстречу.
Свой провал диверсант признал, сопротивление не оказывал. За ним уже выехали из Москвы. Пензенские сотрудники НКВД получили приказ: пойманного не допрашивать, если о чём допрашивали, то забыть.
За поимку агента наградили всех, кто принимал участие в операции. Иван Бахметьев получил бельгийский браунинг. С ним сотрудник госбезопасности расстался лишь тогда, когда решил передать в музей при областном управлении безопасности. Имя крестьянина, который помог поймать врага, в доступных для журналистов материалах не значится.
Комментарий
Первый заместитель председателя Совета ветеранов УФСБ России по Пензенской области подполковник в отставке Николай Фомичёв:
– Одним из главных направлений в оперативной работе чекиста Бахметьева являлось взаимодействие с людьми: оперативными источниками и доверенными лицами, руководителями разных уровней, лицами, работавшими на железной дороге и в её окружении, местными жителями.
В процессе контрразведывательного обеспечения порученного участка железнодорожной дороги от р. п. Пачелма до г. Кузнецка, вследствие отсутствия закрепленного за ним служебного транспорта, сотрудник УНКВД Иван Бахметьев проходил часть пути пешком, добирался попутным транспортом.
Благодаря его целенаправленной работе многие из граждан были осведомлены об особенностях лиц, которые свидетельствовали о принадлежности к вражеским спецслужбам, а также к дезертирам Красной армии. Население знало о признаках приготовления диверсий на железной дороге.
Были отработаны способы связи, методы своевременного информирования сотрудников госбезопасности о подозрительных лицах. Применяемый комплекс контрразведывательных мер способствовал тому, что местный житель смог по признакам выявить возможного диверсанта и сообщить в органы о его местонахождении, приметах. В результате это и привело к задержанию подозреваемого.
Описанный случай стал одним из эпизодов, свидетельствовавших о высоком уровне работы пензенских чекистов в годы Великой Отечественной.