Каллиграфический девичий почерк, школьная тетрадка в клеточку. В ней – описание тяжелейших лет и история любви. Время действия – страшные годы Великой Отечественной войны. В Пензенском краеведческом музее сохранили воспоминания оружейницы Марии и Героя Советского Союза лётчика Алексея Бородина.
На «летающем танке»
Посёлок Загибалиха (сегодня – Октябрьский) Белинского района – именно такие места называются русской глубинкой. Именно здесь в 1917-м и родился Лёша Бородин. Шансов стать лётчиком у крестьянского паренька было немного. После окончания школы он поступил в Пермский сельскохозяйственный институт. Но всё изменила служба в армии, куда его призвали: парня направили в военную авиационную школу в Перми. Свой первый вылет Бородин совершил на Ленинградском фронте – штурмовал немецкий аэропорт в Любани.
«Если ночью фашисты опять будут бомбить Ленинград, значит, плохо сработали», – предупредил лётчиков командир.
«Шли на бреющем полете… Навстречу из аэропорта попытался взлететь немецкий бомбардировщик, и я открыл по нему огонь и подбил его, – вспоминал потом Алексей Бородин. – Однако и моему «Илу» досталось. Когда приземлялся, самолёт, весь изрешечённый пулями и осколками, развалился, а меня отбросило в сторону. Но той ночью немцы Ленинград не бомбили».
Немцы прозвали «Ил-2» «чёрной смертью», «летающим танком». Именно на таком и летал Алексей Бородин.
Следили за воздухом
Мария могла бы стать героем повести «А завтра была война». Летом 1941 года она окончила 10 классов. В мае 1942-го пошла добровольцем на фронт, прошла трёхмесячные курсы стрелков-оружейников. В 504-м авиационном полку их было 12 девушек.
«На самолёте было два люка для подвески бомб, в которых помещалось до 500 кг. Бомбы были по 25, 50, 100 и 250 кг. Подвешивали вдвоём, иначе было не подступиться. Подвешивали восемь реактивных снарядов, заряжали две пушки, три пулемёта», – рассказывала Мария. Это её воспоминания сохранили в музее. Лётчики летали и днём и ночью, по 5–6 раз в сутки. Девчата не успевали поесть, не всегда удавалось поспать. Но тяжелее было не это.
Мария признаётся: одним из самых страшных моментов была переправа под Сталинградом. К Волге оружейницы подошли после 20-километрового марша. Уставшие, голодные. Перед отправкой на другой берег они узнали: немецкие самолёты подбили три баржи с военными.
«Страшно, когда бомбят на земле, ещё страшнее, когда бомбят на воде, а ты не умеешь плавать. Но нам стало не по себе, когда узнали, что с нами поплывут детишки двух-трёх лет, малыши из детского дома, – признавалась Мария. – До сих пор помню, как мы их передавали друг другу по цепочке, грузили на баржу. Стиснув зубы, следили за воздухом, смотрели в небо и думали: только бы доплыть, только бы довезти их…»
Девушки довезли малышей. Но бои в небе над Сталинградом разворачивались страшнейшие. Алексей в них участвовал.
«А внизу сплошные пожарища»
«Небо буквально кишело вражескими самолётами, – вспоминал события августа 1942-го дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Владимир Лавриненков. – Мы знали, что рядом действуют лётчики соседних полков, однако видели перед собой только вражеские машины, а внизу сплошные пожарища».
Истребителей для прикрытий штурмовиков не хватало. «Ил-2» летали без них. Себя не жалели. В одном из боёв пятерка штурмовиков, одним из которых управлял Алексей Бородин, смогла прорваться за линию фронта и разбомбить колонну врага. Но два самолёта подбили, сильно повреждена была и машина Бородина. Он совершил аварийную посадку и пробился к своим.
13 сентября в составе девятки его «Ил-2» штурмовал большое скопление техники и живой силы противника в районе Воропаново – Песчанка. Зенитки врага били нещадно. Лётчики уничтожили и повредили до 15 танков, около 30 автомашин. На машине Бородина были повреждены руль поворота и глубины, самого лётчика ранили в голову. Но опять он смог посадить самолёт на своём аэродроме.
1 мая 1943-го «за образцовое выполнение боевых заданий.. и проявленные отвагу и геройство» Алексею Бородину присвоили звание Героя Советского Союза. А ещё в 1943-м он женился.
Иван Купала
Дело было на Брянском фронте в день Ивана Купалы. Бойцы вспомнили о нём случайно. Начались шутки, стали брызгаться водой: героям-лётчикам и девушкам-оружейницам было около 20 лет, молодость брала своё. К Марии ближе всего был лейтенант Бородин.
«Из кружки я брызнула на него, а он постарался и облил меня всю. Кажется, я тогда и заметила, что глаза-то у него голубые-голубые. С тех пор мы и потянулись друг к другу», – писала в своих воспоминаниях Мария. Она ждала возвращения Алексея из каждого вылета, переживала, когда самолёта долго не было.
«Вот возьмём вас и поженим», – в шутку предупредил командир полка. Ребята поженились сами в конце 1943-го.
«Свадьба была весёлой и запомнилась на всю жизнь», – писала Мария.
Судьба была к ним благосклонна, они оба остались живы. После Победы Алексей окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, в отставку ушёл в 1963 году в звании полковника. С женой, начиная с тех страшных фронтовых лет, они не расставались, жили в Пензе.
Доктор исторических наук, профессор кафедры «История России и методика преподавания истории» историко-филологического факультета Пензенского госуниверситета Евгений Воейков:
– Интенсивная подготовка СССР к войне велась примерно с 1930 года и вплоть до июня 1941-го. Происходило интенсивное насыщение Красной армии новыми самолётами. Лётчики в СССР были элитой советского общества, не случайно их называли «сталинскими соколами». Но к началу Великой Отечественной войны ВВС Советского Союза существенно уступали немецким люфтваффе. Причин было много.
Конструкторская и промышленная база Германии во второй половине 1930-х гг. заметно превосходила аналогичную в СССР. Не следует забывать, что авиапромышленность СССР 1920-х гг. производила самолёты в незначительном количестве: 327 шт. – в 1924-м, 644 шт. – в 1927-м. В годы первой пятилетки началось ускоренное производство военных самолётов (2,4 тыс. шт. в 1932 г.), но количественные и качественные показатели заметно отставали от потребности ВВС. Серьёзные трудности у советских конструкторов были с разработкой авиамоторов. В предвоенном СССР не хватало электроэнергии, поэтому производство алюминия осуществлялось в недостаточных количествах; в результате многие части самолётов (крылья, фюзеляж) изготовлялись из авиафанеры вместо дюралюминия. Сильной стороной германского авиапрома был высококвалифицированный персонал и отличная организация труда.
Серьёзной проблемой Красной армии накануне войны стал низкий уровень подготовки лётчиков. Ускоренные выпуски военных училищ в предвоенные годы давали недостаточно подготовленных пилотов. В связи с высокой аварийностью накануне войны в Красной армии сократили количество полётов. Не хватало аэродромов в западной части страны, что привело к скучиванию авиации на приграничных военных аэродромах в начале июня 1941 г.
Советские лётчики не успели освоить поступившие в войска в конце 1940 – начале 1941 гг. новые модификации самолётов «Як-1», «Ил-2» и др. На самолётах СССР, в отличие от немецких, в 1941 г. отсутствовали радиостанции, что делало невозможным нормальное взаимодействие экипажей в бою.
В первые недели войны значительная часть самолётного парка Красной армии была выведена немецкой авиацией из строя за счёт регулярной бомбардировки аэродромов, быстрое продвижение частей вермахта обычно не позволяло эвакуировать подбитую авиатехнику.
В воздушных боях лета 1941 г. лётчики Красной армии часто проигрывали немецким из-за недостаточного уровня лётной подготовки и боевого опыта. Восполнить понесённые в 1941 г. потери авиапромышленность СССР сумела только к концу 1942 г. (не следует забывать, что десятки заводов Наркомата авиапромышленности были эвакуированы в восточные районы). Поэтому завоёванное летом 1941 г. господство в воздухе немецкие ВВС удерживали вплоть до 1943 г. Но уже в 1941–1942 гг. были заложены основы будущей победы советской авиации в борьбе за господство в воздухе. Из месяца в месяц нарастал выпуск штурмовика «Ил-2», заметно превосходившего немецкие аналоги. Конструктор Лавочкин учёл недостатки модели «ЛаГГ» и создал удачный истребитель «Ла-5», Яковлев всю войну совершенствовал свои «Яки» («Як-3», «Як-7», «Як-9»).
Выжившие в страшных боях лета и осени 1941 г. лётчики Красной армии сумели стать высокопрофессиональными пилотами и передать свой боевой опыт молодому пополнению. В итоге уже в 1944 г. немецкая авиация оказывать заметное воздействие на ход боевых действий не могла.

«Огонь на себя, Серега!» Разведчик из сурского края погиб, защищая Ленинград
Звезда за мост. Уроженец Пензы ценой жизни остановил немецкие танки
Пробивая блокаду. Уроженец Пензы был в числе первых кавалеров ордена Славы
Доктор Жизнь. Оглохнув и лишившись речи, Николай Бурденко продолжал спасать
Главный по ракетам. Как маршал Николай Крылов предотвратил мировую войну